Объясните устно написание пропущенных орфограмм. Укажите слова, словосочетания, обороты, находящиеся за пределами литературного языка. Каково их значение и какова их роль в данном тексте? Обращайтесь к толковому словарю или интернет-ресурсам.
I. Семёнов вспомн..л что у него3 в парте есть горбушка с каш..й.4 Он хотел позавтр..кать но горбушки (не)ок..залось.4 Раздр..жённый постоянными столкн..вени- ями с товарищами он обр..тился (к)ним со словами4 Господа это подло наконец!4 Что такое Кто взял горбушку С кашей? отвечали ему насмешл..во Стибр..ли?
Сбонд..ли?
Слямзили?
Спёрли?
Лафа брат!
Все эти слова в переводе с бурсацкого на человеческий язык означали «украли» а лафа лихо.
(Н. Помяловский)
Укажите: а) вводное слово и обращения; б) предложение с тире между подлежащим и сказуемым.
Работа тяж..лая а нас брюшиной корм..т заворчит бывало кто(нибудь) на кухне.
А не нравит(?)ся так бламанже закажи подхватит другой.
Щи с б..раниной братцы я очинно люблю подхватывает третий потому скусны.
А как всё время тебя одной брюшиной кормить будет скусно? <...>
Это какая еда! Есть тут правда аль нет?
Да корм плохой.
Карманы(то) небось наб..вают.
Не твоего ума это дело.
А чьего же? Брюхо(то) моё. А всем бы миром сказать пр..тензию и было бы дело.
Претензию?4
Да.4
Мало тебя знать за эфту претензию драли. Статуй!
Оно правда пр..бавляет ворчливо другой до тех пор молч..ливый Хоть и скоро да не споро.
(Ф. Достоевский)
1. Прокомментируйте этот разговор: где он происходит, каков куль-
турный уровень его участников (судя по употребляемым ими словам и построению предложений)?
2. Прочитайте выразительно полилог, выделяя интонацией каждого из говорящих. Работайте в парах.
Эй вы встреч(?)ные
Поперечные!
Тар..каны сверч(?)ки
Запечные!
Не народ а дрохва
Подбитая!
Русь нечёсан(?)ая
Русь (не)мытая.
Вы послуш..йте
Новый вольный сказ5
Новый вольный сказ
Про житьё у нас.
(С. Есенин)
Объясните авторский смысл обращений. Каково образное содержание каждого из них?