Спишите тексты, определите их стиль... ГДЗ. Упр. 157, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Спишите тексты, определите их стиль (с устным обоснованием).
I. Пути изменения слов причудл..вы и мног..различны. Вы видели к..мариный тан..ц в тёплый июльский вечер? Никогда не знаешь как и куда метнёт(?)ся к..мар — ажурное сущ..ство, парящ..е в облаке себе подобных. Тр..ектория полёта определяется тыс..чью (не)предсказу..мых условий.
Слова похожи на такое невесомое3 облачко. Они все вместе, но каждое и само(по)себе во всём своём совершенств.. вот так оно произнос..тся это его фонетическая сторона, так оно обр..зуется от других слов это его словообразовательные отн..шения так оно изменяется по формам присоед..няясь к другим словам в предложении это его грам(?)атические формы. А вот так это слово расцвета..т всеми гран..ми своих значений если вокруг него нет (н..)одного похожего или равного ему1, или смиренно пригасит внутрен(?)ее своё свечение если (по)соседству окаж..тся более точное более гибкое слово. Тогда мы говорим о лексическом значении слова а шире о сем..нтических связях слов. Семантических знач..т смысловых термин семантика восход..т к (древне)греческому семантикос (обознача..щий). И верно слово не отр..жает пр..дмет непосредственно2 оно только обозначает его условным символом.
(В. Колесов)
1. Объясните постановку тире, в том числе после слова шире.
2. Найдите две вставные конструкции, выделяемые
скобками.
II. Слова любого языка сост..вляют сложную разветвлённ..ю систему знаков.
Слово двусторонний знак оно имеет форму которая изучается грамматикой и фонетикой и значен..е которым занимается семантика. Форма слова условна (по)отношению к его значен..ю. Почему в самом деле мы произнос..м стол чтобы обозначить понятие «стол» и тем самым представить р..альный предмет — стол? Почему мы (при)этом не произносим другого набора звуков например подобно чехам и полякам, — стул, или, подобно украинцам, — стил? А потому, что для современ(?)ого русского человека ряд звуков стол связан с обозначением понятия «стол» тогда как для обозначения того же понятия поляк пользуется рядом звуков стул а украинец — рядом звуков стил.
Выходит что связь звучания и значения слова весьма условна и сама по себе может изменят(?)ся. Так кстати и случилось в польском и украинском языках: общее славянское стол со временем в польском превратилось в стул, а в украинском — в стил. Звуковая форма слова изменилась, причём в каждом языке (по)своему, а общее значен..е сохр..нилось.
1. Объясните постановку тире (в пяти случаях, в двух случаях — в сочетании с запятой).
2. Найдите: а) вводный оборот; б) два вопросительных предложения.
1. Пути изменения слов причудливы и многоразличны. Вы виде ли комариный танец в теплый июльский вечер? Никогда не знаешь, как и куда метнется комар — ажурное существо, парящее в облаке себеподобных Траектория полета определяется тысячью непредсказуемых условий.
Слова похожи на такое невесомое облачко. Они все вместе, но каждое и само по себе, во всем своем совершенстве: вот так оно произносится (это его фонетическая сторона), так оно образуется от других слов (это его сло вообразовательные отношения), так оно изменяется по формам, присоеди няясь к другим словам в предложении (это его грамматические формы) А вот так это слово расцветает всеми гранями своих значений, если вокруг не го нет ни одного похожего или равного ему, или смиренно пригасит внут реннее свое свечение, если по соседству окажется более точное, более гиб кое слово. Тогда мы говорим о лексическом значении слова, а шире — о семантических связях слов (тире ставится, так как здесь пропущено сказуемое). Семантических — значит смысловых; термин «семантика» восходит к древнегреческому «семантикос» (обозначающий). И верно, слово не отражает предмет непосредственно, оно только обозначает его условным символом.
Стиль этого текста научный, научно-популярный: в нем наблюдается логичность изложения, все части этого текста жестко связаны по смыслу и располагаются в строгой последовательности, выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. На последовательность развития мысли указывают на речие (тогда) и вводное слово (верно). Еще одно свойство данного текста — точность: тщательный подбор слов в их прямом значении, широкое упот ребление терминов и специальной лексики (фонетическая сторона, слово образовательные отношения, грамматические формы, лексическое значе ние, семантические связи), повторение ключевых слов
Невесомое (облачко) — прилагательное
I. Облачко (какое?) невесомое. Н.ф. — невесомый.
II.Пост.: качеств.; непост.: полная форма, р.п., ед.ч., ср.р.
III. Облачко (какое?)
Ему- [j’и мý] — 2 слога
м - [м] — согласный, непарный звонкий, парный твердый у - [у] — гласный, ударный
3 буквы, 4 звука
II Слова любого языка составляют сложную, разветвленную систему знаков.
Слово — двусторонний оно имеет форму (которая изучается грамматикой и фонетикой) и значение (которым занимается семантика).
Форма слова условна по отношению к его значению. Почему, в самом деле мы произносим [стол], чтобы обозначить понятие «стол» и тем самым представить реальный предмет — стол (приложение)? Почему мы при этом не произносим другого набора звуков, например, подобно чехам и по лякам, — [стул] (приложение), или, подобно украинцам, — [стил] (прило жение)? А потому, что для современного русского человека ряд звуков [стол] связан с обозначением понятия «стол», тогда как для обозначения то го же понятия поляк пользуется рядом звуков [стул], а украинец — рядом звуков [стил].
Выходит, что связь звучания и значения слова весьма условна и сама по себе может изменятся. Так, кстати, и случилось в польском и украинском языках: общее славянское [стол] со временем в польском превратилось в [стул], а в украинском — в [стил] (пропущено сказуемое). Звуковая форма слова изменилась, причем в каждом языке по-своему, а общее значение сохранилось.
Стиль этого текста научный, научно-популярный: в нем наблюдается логичность изложения, все части этого текста жестко связаны по смыслу и располагаются в строгой последовательности, выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Еще одно свойство данного текста — точность: тща тельный подбор слов в их прямом значении, широкое употребление терми нов и специальной лексики (система знаков, грамматика, фонетика, семан тика), повторение ключевых слов.
Спишите текст. Как вы расцениваете выраженные в нём мысли о добре и глупости? Подготовьте устное выступление о своём понимании (Подробнее...)
Читали новость про 10 классника который растрелял ? как вы к этому относитесь
Какой был средний балл ЕГЭ поступивших в российские вузы на бюджет в этом году? (Подробнее...)
9.
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите
эти слова, вставив пропущенную букву. (Подробнее...)
11.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
произнос., шь (Подробнее...)