Составьте тезисы на основе приведённых нижет отрывков из статьи. ГДЗ. Упр. 156, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Составьте тезисы на основе приведённых нижет отрывков из статьи академика С. Вавилова «МихаилмВасильевич Ломоносов». Какой тип речи представляет этот текст? Укажите его признаки.
Среди славных имён прошлого русской науки есть одно
особенно нам близкое и дорогое — имя Михаила Василье-
вича Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов — не просто один из
замечательных представителей русской культуры. Ещё при
жизни М. В. Ломоносова образ его засиял для русских со-
временников светом осуществившейся надежды на силу на-
ционального гения. Дела его впервые решительным образом
опровергли мнение заезжих иностранцев и отечественных
скептиков о неохоте и даже неспособности русских к на-
уке. М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с её разнообразием и особенностями, с её богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем. Всем своим самобытным энциклопедизмом6, простиравшимся от поэзии и изобразительного искусства до великих физико-химических открытий, М. В. Ломоносов, как никто другой, доказывал единство всех проявлений человеческого духа, искусства и науки, абстрактной мысли и конкретной техники.4
Ещё со студенческих лет М. В. Ломоносов проявил себя как знаток русского языка, реформатор стихосложения. Будучи за границей, он пишет: «Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и подобную оным, а себе купно природную и соответственную версификацию иметь может». Его живо интересует связь церковно-славянского языка с русским, — на её основе он делит литературный язык на соответствующие стили: высокий, средний и низкий. В 1755 г. М. В. Ломоносов публикует «Российскую грамматику», почти в течение ста лет сохранявшую огромное практическое значение... <...>
М. В. Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в истории культуры всего человечества. Даже Леонардо да Винчи, Лейбниц, Франклин и Гёте — более специальны и узки. Замечательно при этом, что ни одно дело, начатое М. В. Ломоносовым, будь то физико-химические исследования, трагедии и оды, составление грамматики и русской истории, организация и управление фабрикой, географические проекты, политико- экономические вопросы, не делалось им против воли или даже безразлично. М. В. Ломоносов был всегда увлечён своим делом до вдохновения и самозабвения, — об этом говорит каждая страница его наследства. Пушкин в «мыслях на дороге» замечает: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Полнее и глубже всего, наряду с поэзией, М. В. Ломоносов раскрылся в физике и химии. Своей «главной профессией» М. В. Ломоносов считал химию (об этом он пишет в посвящении ко второму изданию перевода «Волфиянской физики»), но вместе с тем он, несомненно, может считаться первым и наиболее замечательным русским физиком. <...> М. В. Ломоносов был первым русским учёным не потому только, что он русский по национальности и с исключительным успехом развивал в России передовую науку, — он первый русский учёный ещё потому, что в нём впервые и с необычайной силой и выразительностью открылись те особенности русского научного гения, которые потом проявились в Лобачевском, Менделееве, Бутлерове, Лебедеве, Павлове и других главных представителях русской науки. <...>
1. Найдите в тексте вводные слова, обороты и предложения, опре-
делите их роль.
2. Что такое высокий, средний и низкий стили языка, о которых говорится в 3-м абзаце?
3. Расскажите о великих людях мировой культуры, имена которых названы в 4-м абзаце. Используйте материалы из энциклопедий и сведения из Интернета.
Повествование.
1) М.В. Ломоносов — не просто один из замечательных представителей русской культуры.
2) Еще со студенческих лет Ломоносов проявил себя как знаток русско го языка, реформатор стихосложения.
3) Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из са мых видных мест в истории культуры всего человечества.
4) Ломоносов был всегда увлечен своим делом до вдохновения и само забвения, — об этом говорит каждая страница его наследства.
5) Ломоносовские стихи во многих образцах — редкий вид высокой на учной поэзии.
6) Полнее и глубже всего, наряду с поэзией, Ломоносов раскрылся в фи зике и химии.
7) Теория теплоты и упругой силы воздуха для XVIII века была во мно гом совсем оригинальной.
8) Ломоносов был первым русским ученым.
1. Термины:
а) Общенаучные: проект, просвещение, пространство, теплота, сила, температура;
б) Химические: раствор;
в) Физические: корпускулярная теория, атомистическое представление;
г) Филологические: стихосложение, версификация, стиль, трагедия, ода, поэма;
д) Технические: движение;
е) Философские: материя, движение.
2. Лучше сказать, по его замечательному выражению, несомненно, пре жде всего, например.
3. Всем своим самобытным энциклопедизмом, простиравшимся от поэзии и изобразительного искусства до великих физико-химических открытий, М.В. Ломоносов, как никто другой, доказывал единство всех проявлений человеческого
4. Учение о трех штилях Ломоносова.
Ломоносов поделил все слова русского языка на три рода «речений».
1) — слова, которые употреблялись раньше и сейчас (бог, рука) 2) — ма лоупотребительные, но понятные грамотным (взываю), 3) — слова искон но русского языка, их нет в церковных книгах (говорю). Особая группа — простонародные слова. Ломоносов установил три штиля — высокий (в нем используются слова 1 и 2 группы. Этим штилем должны писаться оды, поэмы, прозаические речи о важных материях), средний (в нем ис пользуются слова 1 и 3 группы. Этот штиль служит для написания произ ведений для театра, сатиры, дружеских посланий), низкий (используются слова 3 группы и простонародные слова. Низким штилем пишутся коме дии, эпиграммы, песни).
5. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) — величайший писатель, поэт, философ и ученый.
Жизнь и деятельность Гёте были настолько продолжительны, что его нельзя отнести только к одному периоду истории. Начало его творчества относится ко второй половине XVIII века, когда в странах Европы господ ствовала идеология Просвещения, а конец — к первой половине XIX, когда бурное развитие капитализма с его властью чистогана, попранием духов ных интересов показали всю несостоятельность и нежизненность царивших ранее учений. Феодальный порядок ушел в небытие, но принесет ли свет добра и гуманности, за которые так ратовал Гёте, новый укреплявшийся строй? Ответ на этот вопрос мог принести только разочарование.
Гёте был одним из самых образованных и одаренных людей своего вре мени. Он обладал обширными знаниями в области искусства, культуры, философии и естественных наук. Можно сказать, что Гёте унаследовал универсализм знаний великих гуманистов эпохи Возрождения.
Стихи Гёте начал писать еще мальчиком и продолжал их писать до кон ца жизни. Он создал огромное количество лирических стихотворений, ко торые с удовольствием переводили великие русские поэты: Пушкин, Лер монтов, Жуковский, Тютчев, Фет и другие.
родился во Франкфурте-на-Майне, в обеспеченной бюргерской се мье. Его отец, доктор права, дал сыну прекрасное образование, мечтая о том, что сын продолжит его дело. Домашнее образование Гёте пополнил в университетах Лейпцига, а затем Страсбурга, где получил звание доктора права. Знакомство с писателем Гердером, одним из преподавателей универ ситета, привело его в кружок молодых немецких литераторов, которые во шли в историю мировой литературы как течение «Буря и натиск». Это дви жение выражало всеобщее недовольство феодальными порядками. В твор честве «бурных гениев», как называли себя писатели этого течения, про явились оппозиционность княжескому абсолютизму, мечты об объединении Германии, в ту пору раздробленной на массу мелких княжеств. Однако ре волюционный энтузиазм «бурных гениев» не смог найти практического во площения в исторических условиях Германии той поры.
Гёте рано вступил на литературную дорогу. В студенческие годы он пи сал стихи о любви и природе, наполненные жизнерадостностью и оптимиз мом. В более поздних философских балладах Гёте защищает права лично сти, выступает против классовых и религиозных предрассудков. Поэт воспевает величие чувств в людях, отвергнутых ханжеским, косным общест вом (баллады «Пария», «Коринфская невеста» и др.). В двадцать с неболь шим лет Гёте был уже ведущим поэтом «Бури и натиска». Когда Гёте было двадцать четыре года, в 1773 году, он создал драму «Гёц фон Берлихинген», где в ярких красках изобразил мятежного рыцаря XVI века, боровшегося за справедливость в Германии, против тирании князей, лжи и насилия. Так впервые в немецкой литературе появилась драма шекспировского размаха. Вершиной творчества молодого Гёте был роман «Страдания юного Верте- ра» (1774). Одновременно с крупными произведениями Гёте продолжает создавать и лирические стихотворения, приближающие немецкую поэзию к народной песне. Адвокатская деятельность Гёте была малоуспешной, лите ратурная работа приносила славу, но не деньги, и поэтому осенью 1776 года Гете с удовольствием принял приглашение герцога Карла Августа посетить его маленькое государство — Веймар. Гёте недолго был гостем. Герцог, очень ценивший Гёте за его знания, назначил его сначала тайным советни ком, а затем и министром, главой правительства герцогства. Десять лет тру дился Гёте на государственном поприще, полагая, что сможет принести общественную пользу. Однако его надеждам не суждено было сбыться, и в 1786 году он покинул свой пост. С 1794 установилась тесная дружба между Гёте и Шиллером, который к этому времени тоже переехал в Веймар — центр литературного паломничества. В Веймаре Гёте прожил до конца жизни, здесь были созданы многие его произведения.
Гёте оставил богатое творческое наследие в самых различных литера турных жанрах. Помимо уже приведенных выше произведений, он создает трагедии «Эгмонт» (1788), «Торквато Тассо» (1790), романы «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795-1796) и другие.
Одним из величайших произведений не только немецкой, но и мировой литературы стала его трагедия в стихах «Фауст», которую поэт создавал практически всю жизнь.
6. Автором первой неевклидовой геометрии является Н.И. Лобачевский (1792-1856). 11 (23) февраля 1826 года Лобачевский на заседании физико- математического факультета Казанского университета сделал доклад об ос новах геометрии. В то же время этот доклад он представил в письменном виде на французском языке под заглавием «Сжатое изложение основ геометрии с точным доказательством теоремы о параллельных» (эта рукопись утрачена). В 1829-1930 годах Лобачевский опубликовал в «Казанском вестнике» обширную работу «О началах геометрии», в которую вошла часть упомянутого доклада. В нем новые взгляды на геометрию изложены с такой полнотой, что дальнейшие сочинения представляют, в сущности, только разработку материала, который содержится в этой работе.
7. «Архангельский мужик», «высших», «обширность безмерных мест»,
«главной профессией», «химия первая предводительница будет в раскрытии внутренних чертогов тел, первая позволит познакомиться с частичками» (цитирование).
Будучи за границей, он пишет: «Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и подобную оным, а себе купно при родную и соответственную версификацию иметь может». (цитирование)
«Российскую грамматику», в «Мыслях на дороге», «Волфиянской физи ки» (название книги).
Пушкин в «Мыслях на дороге» замечает: «Ломоносов был великий че ловек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». (цитирование)
Основоположник — основатель, создатель какого-л. учения, направле ния, школы и т.п.
Самобытный — отличающийся своеобразием; оригинальный.
Энциклопедизм — всестороннее образование, осведомленность в раз личных областях знаний.
Токмо—устар. только.
Версификация — стихосложение.
Сподвижник — тот, кто вместе с кем-л. участвует в каком-л. важном, трудном деле; соратник.
Предельно — крайне, максимально.
Закон — объективно существующая необходимая связь между явления ми, внутренняя существенная связь между причиной и следствием.
Теория — обобщение фактов, опыта, знаний, основывающееся на глу боком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности.
Раствор — однородная жидкая смесь, полученная растворением твер дого или жидкого вещества в воде или в другой жидкости.
Теоретический — склонный к обобщениям, теоретизированию. Заключение — вывод, суждение, сделанные на основании чего-л. Гений — тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности.
(Повеств., невоскл. предложение с прямой речью, слова автора — двусост., распр., осл. распр. обст., выр. дееприч. оборотом; прямая речь: сложнопод чиненное предложение, 1) главное, двусост., распр., неосл.; 2) придаточное дополнительное, двусост., распр., осл. однор. сказуемыми, дополнениями и определениями.)
Спишите текст. Как вы расцениваете выраженные в нём мысли о добре и глупости? Подготовьте устное выступление о своём понимании (Подробнее...)
Читали новость про 10 классника который растрелял ? как вы к этому относитесь
Какой был средний балл ЕГЭ поступивших в российские вузы на бюджет в этом году? (Подробнее...)
9.
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите
эти слова, вставив пропущенную букву. (Подробнее...)
11.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
произнос., шь (Подробнее...)