Проведите наблюдение над знаками препинания в диалоге. ГДЗ, Упр. 381, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Прочитайте отрывок из рассказа А. Чехова «Толстый и тонкий», передайте интонацией внутреннее состояние персонажей. Проведите наблюдение над знаками препинания в диалоге. Какова их синтаксическая и стилистическая роль в рассказе?
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом6 и флёрдоранжем6. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.
— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. — Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
— Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.
— Милый мой! — начал тонкий после лобызания. — Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щёголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урождённая Ванценбах... лютеранка... А это мой сын, Нафанаил, ученик третьего класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии3 вместе учились.
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий. — Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг5, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урождённая Ванценбах... лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
— Ну, как живёшь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга. — Служишь где? Дослужился?
— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, а я портсигары приватно6 из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?
— Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал толстый. — Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно! - поморщился толстый. — Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут чинопочитание!.....
1. Обратите внимание, как меняется поведение Нафанаила во время
диалога тонкого и толстого. Выпишите эти предложения, сделайте вывод.
2. Сравните описание тонкого в начале и в конце встречи с толстым: его речь, поведение. Выпишите глаголы, характеризующие эти изменения.
3. Определите функцию каждого из употреблённых в тексте знаков препинания. Укажите единичные и парные знаки препинания, их функции.
4. Передайте разговор двух приятелей из рассказа А. Чехова, заменяя прямую речь косвенной или дополнением, слова автора, где это необходимо, вводными словами или же заменяя прямую речь описательным оборотом.
377 1. Нафанаил немного подумал и снял шапку. Нафанаил не много подумал и спрятался за спину отца. Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира... Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.
2. Вышел, был навьючен, пахло, изумился; продолжал.
Побледнел, окаменел, съежился, поморщился, захихикал, поклонился.
3. Толстый радостно поприветствовал тонкого. Тонкий изумился. Оба приятеля были приятно ошеломлены. Тонкий представил Толстому свою семью и стал вспоминать об учебе в гимназии. Толстый спросил Тонкого, как тот живет. Тонкий отвечал, что работает коллежским ассессором уже второй год, пожаловался на жалование, вспомнил о прежней работе, затем спросил, чем занимается Толстый. Тот ответил, что дослужился до тайного и имеет две звезды. Вдруг Тонкий побледнел, окаменел, лицо его искриви лось во все стороны широчайшей улыбкой. Он стал говорить как подчинен ный с начальником. Толстый сказал, чтобы он бросил этот тон, и напомнил, что они все-таки друзья детства. Однако Тонкий продолжал подобострастно семенить и подлизываться. Тогда Толстый отвернулся от Тонкого, пожав руку на прощание.
Спишите текст. Как вы расцениваете выраженные в нём мысли о добре и глупости? Подготовьте устное выступление о своём понимании (Подробнее...)
Читали новость про 10 классника который растрелял ? как вы к этому относитесь
Какой был средний балл ЕГЭ поступивших в российские вузы на бюджет в этом году? (Подробнее...)
9.
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите
эти слова, вставив пропущенную букву. (Подробнее...)
11.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
произнос., шь (Подробнее...)