Н.А. Некрасов «Сеятелям»
Сеятель знанья на ниву народную
Почву ты, что ли, находишь бесплодную.
Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,
Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с добрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,
Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ...
Художественно-стилистические особенности
Метафоры: сеятель знанья, нива народная.
Эпитеты: хилыми, сердечное.
Инверсии: нива народная, всходами хилыми.
Градация: сейте разумное, доброе, вечное..
А.С. Пушкин «Пророк».
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,—
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул.
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей»
Художественно-стилистические особенности Метафора: духовная жажда.
Эпитеты: мрачная, вещие, празднословный, лукавый, трепетное, пы лающий.
Сравнение: отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы.
Инверсия: уста замерзшие, сердце трепетное, во грудь отверстую, от верзлись вещие зеницы, перстами легкими.
Параллелизм: и вырвал грешный мой язык, (...) и жало мудрыя змеи в уста замерзшие мои вложил (...)
Перифраза: пророк (вместо поэт).