В приведённом ниже отрывке (определите, из чьего он монолога, из какого произведения, кто автор, в какой конкретной ситуации произносится монолог) графически обозначьте, где бы вы сделали большие паузы (//) и малые (/), где усилили (↑) и ослабили бы (↓) голос, какие слова особо выделили голосом (подчеркните их), где бы вы ускорили темп речи (над словами поставьте а где замедлили (над словами поставьте
Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, — куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, — нет, мудрёно. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь — просто чёрт возьми! После видят, нечего делать, — и ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение — я спрашиваю. «Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдёт до государя, ну да и послужной список тоже... «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю2, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я...» И точно: бывало, как прохожу через департамент, — просто землетрясенье, всё1 дрожит и трясётся, как лист.
Найдите в монологе словосочетания, обороты речи, не соответствующие литературным нормам письменном речи, хотя в устной речи они не мешают восприятию смысла сказанного. Поясните, какие языковые нормы нарушаются и какова роль этих нарушений в создании художественного образа.