255 1. Да, фрагменты из сочинений старшеклассников можно отнести к жанру эссе. Основная мысль, нам мой взгляд, такая: «жить в сегодняшнем мире трудно, но жить надо, как надо творить и честно трудиться».
2. Фрагмент №1 мог бы стать началом сочинения, фрагменты №2 и №4 — его концом, а №3 был бы уместен в основной части.
О времени и о себе
Мое время дало мне много и мало. Почему много? Потому что я свободен: я говорю то, что вижу, я читаю то, что хочу, я могу делать то, что мне нравится. Я могу стать художником или поэтом (вспомните тридцатые!); могу ездить в другие страны (вспомните семидесятые!); я сыт, обут и одет (вспомните сороковые!). Я не раб, не холоп. Я могу делать все, что угодно. Но...что-то не хочется. А вот это — мало. Мы не боремся, потому что «зачем?». Мы не творим, потому что «все было». Мы не смотрим вперед, потому что «это разрешается». Но неужели, неужели людям нужно что-то запретить, чтобы им, наконец, захотелось? Захотелось вставать на дыбы, не соглашаться, спорить, доказывать? Мы аморфны? Пожалуй. Мы циники? Возможно. Нам просто некуда идти.