Задание 84 § 11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы 9 класс Разумовская М.М.
Если кто знает как это делать, помогите мне с текстом, точнее с вопросами к нему?
Прочитайте текст. Определите его стиль и жанр. Найдите в тексте иностилевые вкрапления и объясните их стилистическую роль.
МОЙ ДРУГ
Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.
Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гордость института.
Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это? Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперёд и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то и это.
Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая-то музыкальная злопамятность.
Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.
«А что вы удивляетесь? — сказал мой друг. — Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».
Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах-чудаках, о должниках — а одалживал он направо и налево. Особенно много рассказывал он о своем профсоюзном боссе.
Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофёр уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шофёру, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.
Шофёр некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.
Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофёра, что тот впускает людей в переполненный транспорт. «Классический пример разорванности сознания», — хохоча заключил он свой рассказ.
Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве XX века, о сочинениях Платона, об интуиции Столыпина.
Как же я любил его в эти часы! «Нет, — думал я, — не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!»
(По Ф. Искандеру)
1. Объясните смысл и стилистическую окраску выражений.
Профсоюзный босс, музыкальная злопамятность,
разорванность сознания, золотой сон Новгорода.
2. Найдите в тексте иронически употреблённые слова и выражения.
3. Объясните правописание слов.
Обаяние, влияние, отвращение, компания, мутагенный; искусство, босс, коллеги, процесс; (не) стремящейся, (не)наживающей, никак, не мог, (не) было.
Направляю тебе ответ к этому упражнению.
Художественный стиль
В тексте есть фрагменты разговорного стиля речи («Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа», «запихнул вдом престарелых», «отцапать побольше от жизни») и высокая лексика («львиная храбрость духа», «музыкальная злопамятность», «не сгинет страна...!»).
1. Профсоюзный босс — (ирон.) глава профсоюза;
музыкальная злопамятность — неприятие подлых и низких
людей;
разорванность сознания — (ирон.) в данном случае противоречие самому себе;
золотой сон Новгорода — (книж.) в Новогороде очень много церквей, и из-за многочисленных золотых куполов город будто пребывает в «золотом сне».
2. Иронические слова и выражения:
Профсоюзный босс,
осаждающие автобус,
тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шоферу, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем, разорванность сознания.
Обаяние, влияние, отвращение, компания, мутагенный, искусство, босс, коллеги, процесс — словарные слова.
не стремящейся (натуры какой?), не наживающей (натуры какой?), никак (ударение на второй слог), не мог (значение отрицания), не было (значение отрицания).
Прочитайте тексты. Какие средства связи предложений использованы в данных фрагментах? Как вы думаете, что даёт употребление местоимений (Подробнее...)
11.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
произнос., шь (Подробнее...)
18.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). (Подробнее...)
22.
Из предложений 34-36 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ: __________________________________________ . (Подробнее...)