Задание 49 § 6 Типы речи 9 класс Разумовская М.М.
Народ! Вы все знаете! Помогите справиться с упражнением?
Выполните языковой анализ типовых фрагментов текста
из упр. 48.
I.
Повествование.
1. Сначала прочитайте целиком повествовательную часть, исключив из текста описательные фрагменты и рассуждение.
2. Найдите в каждом предложении «данное» (кто?) и «новое» (что делает?)и рассмотрите способы выражения того и другого:
— Какая часть речи используется для выражения «данного»?
— Каким образом автор уходит от слишком частого и потому нежелательного повторения одного и того же слова в «данном»?
— Какие глагольные формы используются в «новом»? Укажите вид и время глагола и объясните, чем вызвано употребление каждой формы.
— Найдите в составе «нового» наречия, деепричастия и другие языковые средства, которые показывают, как протекало действие. Объясните их стилистическую роль.
— Оцените выразительность глагольной лексики, найдите глаголы-синонимы.
—Найдите предложения с однородными сказуемыми, бессоюзные сложные предложения и объясните их стилистическую функцию.
Описание состояния человека.
1. Выделите из текста фрагменты с описанием состояния человека.
2. Найдите слова, выражения, синтаксические конструкции, в которых раскрывается состояние героя произведения. (Напоминаем, что «новое» в этом типовом фрагменте отвечает на вопрос каковоем у?)
3. Воспользуйтесь порядком разбора повествовательной части.
Рассуждение-размышление.
1. Прочитайте фрагмент со значением рассуждения-размышления.
2. Найдите в нём две части: информативную, где прямо сообщается, что понял герой, и изобразительную, где показывается ход его мыслей.
Какие синтаксические конструкции используются в первой части и какие — во второй?
Оцените стилистическую роль сложноподчинённого предложения, с одной стороны, и цепи простых вопросительных предложений — с другой.
II.
1. Покажите, как развивается основная мысль текста, проходя через все три разобранных выше фрагмента и связывая их в цельный текст.
2. Прочитайте оставшийся фрагмент со значением описания состояния окружающей среды:
— Каково его стилистическое назначение в этом отрывке? Связан ли он с основной мыслью текста? Если связан, то как?
—Оцените изобразительную силу использованных в нём языковых средств: слов, употреблённых в переносном значении, причастного и деепричастного оборотов.
Привет.
2. — для выражения «данного» автор использует местоимения и существительные
— автор заменяет существительное местоимением, чтобы не повторять одно и то же слово часто
— в «новом» используется как совершенный вид глагола, так и несовершенный, как прошедшее время, так и настоящее, и будущее.
— глаголы-синонимы: пустился — мчал — скакал — упал — грянулся — бросился
— однородные глаголы и бессоюзные сложные предложения передают быструю смену событий, движение
Описание состояния человека.
1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце. Одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... Нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния! При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей...
И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся
моя твердость, все мое хладнокровие исчезли как дым; душа
обессилела, рассудок замолк, и, если бы в эту минуту кто-
нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.
2. Мысль молотком ударяла в сердце; ничто не выразит бес-
покойства и отчаяния; Вера стала дороже всего на свете - дороже
жизни, чести, счастья; думал, грудь разорвется; хладнокровие и
твердость исчезли как дым; душа обессилела; рассудок замолк.
Рассуждение-размышление.
1. Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую
голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что
гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно (инфор-
мативная часть). Чего мне еще надобно? - ее видеть? - зачем? не
все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй
не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее
будет расставаться (изобразительная).
2. В информативной части используется сложноподчиненное
предложение, в изобразительной - ряд простых вопросительных
предложений.
Сложноподчиненное предложение достаточно конкретно
(Печорин говорит, когда и что он понял). Вторая часть показы-
вает ход мыслей и ассоциаций героя, его внутренний диалог с
самим собой.
II. 1. Основная мысль текста меняется: от «догнать во что бы
то ни стало, не потерять» до «гнаться за погибшим счастьем бес-
полезно и безрассудно».
2. Описание состояния окружающей среды
— Состояние окружающей среды словно говорит читателю, что счастье героя уже невозможно (Солнце спряталось в черной туче).
— Языковые средства одушевляют природу, делают ее героем событий.
Прочитайте тексты. Какие средства связи предложений использованы в данных фрагментах? Как вы думаете, что даёт употребление местоимений (Подробнее...)
11.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
произнос., шь (Подробнее...)
18.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). (Подробнее...)
22.
Из предложений 34-36 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ: __________________________________________ . (Подробнее...)