А как по образцу сделать это упражнение?
Прочитайте предложения, соблюдая верную интонацию (паузы, понижение-повышение голоса, логическое ударение). Попробуйте определить, в каких предложениях есть значение противопоставления, в каких — времени, условия, следствия. Используйте приём замены.
Образец. Нет друга — ищи его. (Если нет друга, ищи его.)
Пользуйтесь таблицей на с. 201—202.
1) Лес рубят — щепки летят. 2) Хочешь дружбы —
будь другом. 3) Не нашёл в себе — не ищи в других.
4) Одно полено не горит и в печи — два полена не гаснут и в поле. 5) Пашню пашут — руками не машут. (Пословицы) 6) Река вышла из берегов — залило прибрежные посевы. 7) С крыш свесились сосульки — началась капель. (М. Пришвин)
Спишите предложения и рядом с каждым из них напишите соответствующий вариант сложноподчинённого предложения с союзами когда, если, так что, как это дано в образце. Какие знаки употребляются в бессоюзном предложении, а какие — в сложноподчинённом?