Задание 189 Речевые жанры §22 Путевые заметки 9 класс Разумовская М.М.
Внимательно прочитайте текст; составьте его план и типологическую схему.
Подготовьте устный сжатый рассказ, включив в него толькоинформацию повествовательного характера (где побывали путешественники и что они там делали).
Сопоставьте получившийся сокращённый вариант путевыхзаметок с полным текстом и расскажите о функции рассуждений, описательных и оценочных фрагментов в этом жанре. Достигает ли высказывание цели, если оно выполнено только посредством повествования?
Всё началось ещё ранней весной, в апреле, а можетбыть, даже в марте. Из газеты «Известия» мы узнали,что возобновил работу туристский теплоходный маршрут к «Северным островам». Нам очень хотелось побывать на Соловках и в Кижах. Мы купили путёвки и стали ждать, когда же наступит август.
Как мы и предполагали, поездка оказалась очень интересной. Всего 16 дней, а впечатлений — будто путешествовали год!
Кемь... Самый северный пункт нашего маршрута.Полярный день был уже на изломе. Солнце садилосьв 10, а в июле, говорят, там и в час ночи светло, какднём. Было сухо, жарко, совсем как в Крыму. Мы купались в Белом море, совсем как в Чёрном.
Из Кеми съездили в Беломорск посмотреть петроглифы, «бесовы следки» — наскальные рисунки доисторического человека. Пешком ходили на реку Охту, знаменитую своими порогами — 100 с лишним порогов напротяжении 70 километров. Провели ночь в лесу — в палатках, у костра. Затем вернулись на турбазу. Ходили по реке Кеми по бонам (так здесь говорят). Боны — это дорога-мост из сбитых плотов, через всю реку, ширина которой в этом месте (у города Кемь) не менее двух километров. Очень сильное впечатление, до головокружения: идёшь по плотам, они, естественно, без перил, неширокие, брёвна мокрые, скользкие, под ногами шевелятся, «дышат», а под ними вода несётся со страшной силой.
На пятый день отправились на Соловецкие острова. С ними связаны самые острые ощущения, очень разные по характеру.
Уже в пути нас застал шестибалльный шторм. А речной теплоход «Лермонтов» — единственная связь с островами — к нему не приспособлен. Нас трясло, качало, заливало водой. Плохо было...
Затем нас полоснула казематным сервисом соловецкая турбаза — она расположена в бывшем монастыре, где в недавние годы была тюрьма. Чтобы выдержать промозглую сырость и холод 59-го номера, приходилось на ночь натягивать на себя всю шерстяную наличность.
Остальное же было чудесно: монастырская крепость, мощь её стен и башен, сделанных из крупных валунов; суровая архитектура соборов и служб (одна трапезная чего стоит!); двухкилометровая дамба из тех же валунов, ведущая прямо по морю на соседний остров Большую Муксалму; система каналов, соединивших цепь озёр, и кругом леса, леса, леса...
Потом был Петрозаводск и поездка в Кижи. О Кижах говорить почти невозможно, их надо видеть, и не на фотографиях, а в натуре, потому что в том сильном впечатлении, которое они производят на месте, трудно разобраться, трудно понять, кто «повинен» в нём больше — то ли древнерусские зодчие, то ли щемяще скромная природа острова.
1. Рассмотрите, как связываются между собой абзацы в основной части путевых заметок; в какой перспективе развёртывается текст — в пространственной, временной или пространственно-временной.
2. Найдите в тексте конструкции, в которых раскрывается значение названий отдельных местных достопримечательностей. Как вводится другая информация поясняющего характера?
3. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы в тексте? Назовите их.
4. Выпишите предпоследний абзац. Дайте синтаксическую характеристику предложения. Объясните знаки препинания.
Лови ответ:
Прочитайте тексты. Какие средства связи предложений использованы в данных фрагментах? Как вы думаете, что даёт употребление местоимений (Подробнее...)
11.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
произнос., шь (Подробнее...)
18.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). (Подробнее...)
22.
Из предложений 34-36 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ: __________________________________________ . (Подробнее...)