1. Выпишите из каждого предложения слова-синонимы. Дополните каждый ряд синонимов одним-двумя собственными примерами. Проверьте свой ответ по словарику синонимов.
1) Лакей Баклай учил мальчишек «пчелиному языку», таская иногда за волосы, приговаривал: «А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать». (А. Герцен) 2) Им она не прекословит, не перечат ей они. (А. Пушкин) 3) Между тем царица злая, про царевну вспоминая, не могла простить её, а на зеркальце своё долго дулась и сердилась. (А. Пушкин) 4) Старику захотелось важных, серьёзных мыслей, хотелось ему не просто думать, а размышлять. (А. Чехов) 5) Клевета и ложь — не одно и то же. (Пословица) 6) А у Ули глаза были большие, тёмно-карие — не глаза, а очи. (А. Фадеев) 7) Я стал не большим, а огромным. (Я. Смеляков) 8) Больше б мог, да было к спеху, тем, однако, дорожи, что, случалось, врал для смеху, никогда не лгал для лжи. (А. Твардовский)
2. Проанализируйте записанные вами синонимы. Укажите слова, которые употребляются в книжной речи. Какие слова используются в разговорной речи?
3. Составьте схему второго предложения.
4. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов.