При обсуждении на уроке вопроса о роли морали в обществе одна из учениц высказала мысль о том, что некоторым моральным принципам, например уважению к старшим, хорошо было бы придать силу закона и установить соответствующие санкции за нарушение, тогда люди будут всегда следовать этим нормам из опасения наказания. Другие ученики не согласились с этой идей, отметив специфику моральных норм. Используя обществоведческие знания и предложенный текст, укажите два отличия морали от права.
Мораль и нравственность следует различать, так как эти понятия не тождественны. Мораль — форма общественного сознания, концентрирующая в себе высокие идеалы и строгие требования к поведению. Нравственность — это принципы реального практического поведения людей, в которых строгость моральных правил смягчена.
Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые разнообразные формы. Это и прямые нормы поведения, запреты, и различные моральные ценности и ценностные ориентации, и психологические механизмы самоконтроля личности.
Мораль носит всеобъемлющий характер. Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой деятельности. Это связано со спецификой моральных требований и оценок, заключающейся в их всеобщем, всечеловеческом характере.
В отличие от других проявлений духовной жизни (науки, искусства, религии) мораль не является сферой организованной деятельности людей. Не существует в обществе таких организаций и учреждений, которые бы обеспечивали реализацию и развитие морали. Управлять ее развитием просто невозможно: она самоорганизуется в деятельности больших и малых групп. Большинство моральных требований обращено не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха), а к внутренним установкам, к моральному долгу (поступай так, потому что этого от тебя требует твой долг).
Мораль — явление конкретно-историческое. На каждом этапе эволюции общества тип морали обуславливался системой ценностей, уровнем экономического развития, социальной структуры, типом политического режима и т. п. Так, в Средние века мораль приобретает религиозное обрамление. Моральные нормы и правила начинают трактоваться как прямые заповеди Бога. Другой отличительной чертой морали этого времени был ее сословный характер.
(Р.Т. Мухаев)