Опираясь на изученный курс и собственный социальный опыт,
приведите по два примера каждого из выделенных автором видов
изменчивости.
На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни
формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной, — трудовое и общественное поведение, гигиенические ус-
ловия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные
со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т.д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления
личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое
развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве
детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в
том числе и физико-химических, на эти процессы) <...>
Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная
изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью.
Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности
человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания