Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путем свободных выборов. Она вносит поправки в конституцию, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные и другие органы власти подконтрольны избирателям посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов.
В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент, который бывает двухпалатным и однопалатным. В ряде стран существует так называемая двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая — на основе территориальной пропорциональности.
Исполнительно-распорядительная власть отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной жизни, осуществляется правительством. Исполнительно-распорядительная деятельность должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом.
Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления ее развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни обществ. Суд призван быть защитником права, пресекая его нарушения.
Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь не идет об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременно тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.
В нашей стране высшим законодательным и представительным органом власти является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Конституционный статус Президента четко очерчен: он не только выводится за рамки трех властей, но и становится над ними. Он не назван главой исполнительной власти, но объем полномочий свидетельствует о его фактическом верховенстве в этой сфере. Закреплены его чрезвычайные единоличные полномочия в таких, в частности, вопросах, как отставка Правительства, регулирование внешней политики и др.
(Г. Н. Смирнов )