Как это выполнить ?
Язык и литература. 1. Выразительно прочитайте отрывки из поэти-
ческих произведений и докажите, что в них есть звукопись. Затем спишите тексты, выделяя морфемы в словах с пропуском букв. Объясните лексическое значение выделенных слов через подбор однокоренных.
1) К_стёр мой дог_рал на берегу пустын_,
Шуршали шел_сты струистого песка,
И горькая душа тоскующ_й полын_
В истомной мгле к_чалась и текла.
(М. Волошин )
2) Полночной порою в б_лотной глуши
Чуть слышно, бе_шумно, шуршат
к_мыши.
О чём они шепч_т? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними г_рят?
(К. Бальмонт)
2. Проведите интонационную разметку второго отрывка, графически обо-
значая следующие элементы интонации: а) логическое ударение — выделение
голосом наиболее важного по смыслу слова (..... ); б) мелодику — движение
голоса вверх и вниз (↑↓); в) паузы разной длительности (/, //). Кроме того, обдумайте темп (скорость речи) и тон речи (окраска голоса, которая придаёт речи разные эмоциональные оттенки). Затем прочитайте текст вслух, стараясь
определить, правильно ли вы расставили логические ударения, места пауз, особенности повышения/понижения голоса и смогли ли передать правильную
интонацию при чтении. Послушайте, как читают вслух эти отрывки ваши одноклассники. Оцените выразительность чтения и сделайте выводы.
3. Попробуйте самостоятельно подобрать из поэтических текстов примеры, которые показывают, что глухие шипящие и свистящие согласные звуки ассоциируются с таинственными ночными шорохами, шумом ветра, лёгкими
шагами, шуршанием и чуть слышным шелестом листьев.