В статье «Мильон терзаний» Гончаров обращает внимание читателей на то, что в.«Горе от ума» два конфликта: общественный (противостояние Чацкого московскому обществу) и любовный (неразделённая любовь Чацкого к Софье). Развязка общественного конфликта происходит в конце третьего действия, когда Чацкий произносит страстный монолог, а все кружатся вокруг в вальсе, не слушая его. Общество остаётся глухо к Чацкому, не воспринимает его призывов.
Развязка любовного конфликта происходит во время сцены под лестницей, когда Софья узнаёт о двуличности Молчалина. Наказывая Молчалина, автор показывает, что нельзя жить идеалами «века минувшего», угождая и лицемеря.
Финал комедии подчеркивает одиночество главного героя в любви, дружбе, общественной позиции. В финале становится ясно, что приезд Чацкого и его страстные монологи ничего не изменили в нравах московского общества. Заключительные слова Фамусова показывают, что он абсолютно не понял смысл речи Чацкого. В них сквозит страх перед всесильным «общественным мнением», который выражается в трепете перед некоей «княгиней Марьей Алексеевной».