С высказыванием учёных можно согласиться, но только отчасти. Действительно, в повести «Шинель» и в «Повести о капитане Копейкине», включенной в состав поэмы «Мёртвые души», главными героями становятся люди из низших слоев общества. Они ждут участия и помощи от людей, облечённых властью, но не получают ничего. Образ Акакия Акакиевича вызывает жалость и сострадание, образ раненого капитана — участие.
С другой стороны, Гоголь показывает духовную нищету «маленьких людей». Акакий Акакиевич, получив новую шинель, «сибаритствует» в постели, вместо того чтобы по привычке заняться переписыванием. В центре города Акакий Акакиевич, повеселев после обильного застолья, даже «подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою...». Так же, как Акакию Акакиевичу, петербургская жизнь «кружит голову» и капитану Копейкину. Это хорошо показано в сцене после того, как Копейкин первый раз посещает министра. Гоголь пишет: «Характер Копейкина означил сильнее, так что теперь видно ясно, что он всему причиною сам и что с ним поступили хорошо».
Гоголь пытается вызвать сострадание к своим героям и одновременно сатирически обрисовать ограниченность их мира. Таким образом, то, как тема «униженных и оскорбленных» развивалась в русской литературе и как воспринял её Достоевский, соответствует больше не гоголевской, а пушкинской традиции. «Маленькие люди» у Пушкина - это Евгений из «Медного всадника», станционный смотритель из одноименной «повести Белкина». Его герои «маленькие» не только в социальном смысле. Их интересы, духовные потребности также ограничены, но Пушкин изображает их с любовью и уважением к их скромным, человеческим желаниям, без оттенка иронии.