План пересказа статьи.
1. Детство и юность Гоголя:
а) рождение;
б) полученное образование и общественные устремления;
в) приезд в Петербург и первая литературная неудача.
2. Первый писательский успех:
а) контраст Петербурга и сельской Украины;
б) красота украинской народной жизни в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»
в) успех «Вечеров...»; преподавательская деятельность Гоголя.
3. Продолжение литературной деятельности:
а) состав сборника «Миргород»;
б) последующие произведения: «Петербургские повести», «Ревизор», начало работы над «Мёртвыми душами».
4. Жизнь в Италии:
а) путешествие по Европе;
б) новые произведения;
в) краткое содержание и смысл повести «Шинель».
5. Поэма «Мёртвые души»:
а) образец - «Божественная комедия»;
б) общий замысел;
в) замысел первого тома и приёмы его реализации.
6. Второй том поэмы «Мёртвые души»:
а.) душевный кризис из-за творческой неудачи;
б) духовные произведения;
в) уничтожение второго тома поэмы;
7. Смерть писателя.
Белинский восхищается высоким художественным мастерством Гоголя. Писатель создаёт в своих произведениях яркие, реалистичные образы; они, по словам Белинского, «дышат живыми красками действительности». Но Гоголь не просто создаёт великолепные картины реальной жизни - он подвергает жизнь глубокому анализу, каждая фраза выражает у него мысль. А слова для выражения этой мысли настолько точно подобраны у Гоголя, настолько стоят каждое на своём месте, что кажется невозможным выразить ту же мысль как-то по-другому.