План пересказа статьи.
1.   Детство и юность Гоголя:
а)   рождение;
б)   полученное образование и общественные устремления;
в)   приезд в Петербург и первая литературная неудача.
2.    Первый писательский успех:
а)   контраст Петербурга и сельской Украины;
б) красота украинской народной жизни в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»
в)   успех «Вечеров...»; преподавательская деятельность Гоголя.
3.    Продолжение литературной деятельности:
а)   состав сборника «Миргород»;
б) последующие произведения: «Петербургские повести», «Ревизор», начало работы над «Мёртвыми душами».
4.    Жизнь в Италии:
а)   путешествие по Европе;
б)   новые произведения;
в)   краткое содержание и смысл повести «Шинель».
5.   Поэма «Мёртвые души»:
а)   образец - «Божественная комедия»;
б)   общий замысел;
в)   замысел первого тома и приёмы его реализации.
6.   Второй том поэмы «Мёртвые души»:
а.) душевный кризис из-за творческой неудачи;
б)   духовные произведения;
в)   уничтожение второго тома поэмы;
7.   Смерть писателя.
Белинский восхищается высоким художественным мастерством Гоголя. Писатель создаёт в своих произведениях яркие, реалистичные образы; они, по словам Белинского, «дышат живыми красками действительности». Но Гоголь не просто создаёт великолепные картины реальной жизни - он подвергает жизнь глубокому анализу, каждая фраза выражает у него мысль. А слова для выражения этой мысли настолько точно подобраны у Гоголя, настолько стоят каждое на своём месте, что кажется невозможным выразить ту же мысль как-то по-другому.