В этой сцене, действительно, просвещение встречается с воинствующим невежеством, но никакого столкновения не происходит. Во-первых, Простакова сама предлагает Правдину «проэкзаменовать» Митрофанушку, чтобы представить сына в выгодном свете перед Стародумом. Правдин и Стародум изначально знают, насколько «глубоки» знания Митрофана, поэтому во время «экзамена» они даже не пытаются исправить недоросля или перевоспитать его родителей и дядю.
Не они выполняют в этой сцене роль истинного просвещения, а автор, сознающий воспитательную задачу литературы. Настоящее столкновение просвещение и невежества происходит не на страницах комедии, а в душах читателей. Именно на читателя должны воздействовать нелепые ответы Митрофана, «поучительные» истории Простаковой и Скотинина, ироничные реплики Правдина и Стародума. Простакова и Скотинин так и не осознают, насколько комичны ответы Митрофанушки. В конце экзамена они открыто начинают заявлять о бесполезности наук и учёбы, и в этом смысле их невежество можно назвать воинствующим.