Основной пафос стихотворения «Властителям и судиям» состоит в обличении неправедных правителей и судей. Это произведение можно условно поделить на три части. В начале стихотворения поэт указывает судьям на их истинный долг: следить за соблюдением законов, быть милосердными и справедливыми. Поэт рисует идеал правителя и судьи. Но в реальности все происходит наоборот: властители, которые должны быть наместниками бога на земле, совершают страшные злодеяния. беря взятки, потворствуя «неправедным» и «злым».
Поэт восстает против такой несправедливости. Последние строфы он посвящает тому, чтобы напомнить неправедным властителям, что они смертны, как и их «последний раб». Поэт призывает Всевышнего, чтобы он спустился на землю и начал свой высший суд над «лукавыми» правителями. В последней строфе у Державина звучит мысль о том, что любая власть по природе своей несправедлива. Единственная власть, которая принесет мир и справедливость — власть Божия. Поэтому поэт призывает Господа стать единственным («единым») царем земли.
В этом стихотворении поэт выступает против несоблюдения законов правителями и судьями, против самоуправства, взяточничества, бессердечности.
Стихотворение «Снигирь» написано в память великого русского полководца Александра Суворова. Россия лишилась очень многого со смертью Суворова. Она потеряла не просто великого военачальника (о его блестящих победах Державин упоминает вскользь), а человека с огромным сердцем. Главную заслугу Суворова поэт видит в его человечности, непритязательности, готовности разделять со своими солдатами все тяготы войны, воспитывая в них несгибаемый дух («Тысячи воинств, стен и затворов / С горстью россиян все побеждать»). Поэт прославляет мужество и скромность Суворова, его беззаветную преданность России.
В этом стихотворении автор открыто не осуждает никаких пороков. Поэт просто с горечью признается своему собеседнику — «снигирю», что таких как Суворов в России больше нет, а, значит, нет храбрых и скромных, человечных и могущественных «властителей», каким был этот великий полководец.