Читая стихотворения Державина, убеждаешься в том, что этот поэт умел внимательно наблюдать за жизнью природы, глубоко чувствовал ее красоту, находил в мире природы источник философских размышлений и поэтического вдохновения. Так, например, наблюдая за полетом ласточки в стихотворении «Ласточка», поэт сравнивает с птицей свою душу. Как ласточка прячется от зимы в «бездны подземны», а, перезимовав, - радостно славит «новое солнце», так и поэту суждено воскреснуть и вечно славить жизнь своими стихами. Тема развивается в стихотворении «Лебедь», где величавая белоснежная птица становится символом поэтического бессмертия, вечной души поэта.
Тема поэта и его предназначения часто сопровождается у Державина «птичьими» образами. Например, в стихотворении «Соловей» поэт, очарованный красотой ночи и трелями соловья, сожалеет о том, что не может «греметь поэзией» так же «отважно, быстро, плавно, кратко», как соловей. Похожую мысль можно найти и в стихотворении «Ключ». Поэт, восхищенный шумом и блеском родника, восклицает:
Напой меня, напой тобою,
Да воспою подобно я,
И с чистою твоей струею Сравнится в песнях мысль моя...
В стихотворении «Водопад» поэт описывает мощь и красоту водопада. Водопад для него олицетворяет человеческую жизнь:
...Не жизнь ли человеков нам Сей водопад изображает?- <...>
Не так ли с неба время льется,
Кипит стремление страстей,
Честь блещет, слава раздается,
Мелькает счастье наших дней..., — то мирскую славу:
О слава, слава в свете сильных!
Ты точно есть сей водопад.
Спокойную, скромную и приносящую пользу жизнь поэт сравнивает с жизнью ручейков, тихо журчащих и «кропящих» поля и луга. Таким образом, созерцание водопада настраивает поэта на философские размышления о жизни и смерти, славе, русской истории. Стихотворение «Водопад» является одним из самых ярких примеров того, что для Державина природные образы становятся «отправной точкой его философских размышлений».