В комедии «Недоросль» все персонажи у Фонвизина получились «живыми», а их характеры выпуклыми, реалистичными. Сейчас может показаться, что отрицательные персонажи получились у автора более убедительно. Их реплики звучат естественнее, ведут они себя более «по- человечески», чем положительные персонажи, занятые долгими нравоучительными разговорами. Но следует помнить, что во времена Фонвизина и позже, во времена декабристов, образованные люди старались говорить между собой так же серьёзно, затрагивать те же вопросы морали и нравственности, дворянского долга, как это делают герои комедии. Поэтому современникам автора диалоги положительных персонажей не казались такими уж скучными.
Особую выразительность образу каждого героя комедии придаёт его речь, особые способы выражаться. Ярким примером служит то, как Фонвизин передаёт немецкий акцент Вральмана. Комический эффект всегда вызывает и то, как по-разному высказывают одну и ту же мысль учителя Митрофана дьяк Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин. У Кутейкина речь пересыпана церковнославянизмами, Цыфиркин же выражается на солдатском жаргоне.
Речь отрицательных персонажей более снижена по стилю, чем речь положительных героев (это отчасти связано и с различиями в их образовании). Но и здесь речь героев не однообразна. Скотинин, например, всё время упоминает про своих любимых свиней. Простакова моментально переходит от ласкового слова для сына к ругани, адресованной Еремеевне, или от угроз Скотинину к подхалимству перед Стародумом. Милону свойственна пылкость и почтительность. Стародум часто говорит афоризмами.
Помимо речевых характеристик в каждом персонаже можно отметить и другие «оживляющие» образ черты. Например, нелепое встревание Скотинина в чужой разговор, лень Митрофана, привычка Софьи вслух комментировать прочитанное.