А. Сумароков «Эпиграмма»:
Котора лучше жизнь: в златой ли птичке клетке,
Иль на зеленой ветке?
Которые стихи приятнее текут?
Не те ль, которые приятностью влекут
И, шествуя в свободе,
В прекрасной простоте,
А не в сияющей притворной красоте,
Последуя природе,
Без бремени одежд, в прелестной наготе.
Не зная ни пустого звука,
Ни несогласна стука?
А к этому большой потребен смысл и труд.
Иль те, которые хоть разуму и дивны,
Но естеству противны?
Пузырь всегда пузырь, хоть пуст, хотя надут.
Поэзия Сумарокова считается одним из самых «чистых» образцов классицизма в русской литературе. Сумароков создавал нравоучительные, просветительские произведения. Основную задачу литературы он видел в воспитании русского дворянства. В своей «Эпиграмме» он доказывает мысль о том, что писать стихотворные произведения следует простым и точным языком. Не надо их излишне украшать - ведь это может затемнить смысл стихотворения, что недопустимо для классицистической «поэзии разумного слова». «Доказывая» справедливость своей мысли, он противопоставляет «свободу» естественных стихов «притворной красоте» витиеватых, но бессмысленных творений. «Прелестная нагота» первых противопоставляется «бремени одежд» вторых, «приятность» первых — «пустому звуку» и «несогласну стуку» вторых. Наконец, основное рассуждение автора обрамлено двумя сравнениями - в начале и в конце стихотворения, - которые облегчают читателю понимание мысли автора. В начале автор приглашает читателя задуматься о жизни птички «в клетке, иль на зеленой ветке», сравнивая птичку в клетке с «противными естеству» стихами, а птичку на свободе - со стихами естественными и правильными. В конце он дает окончательный приговор изукрашенным, но бессмысленным стихотворным творениям — сравнивает их с пузырем.
Несмотря на то, что стихотворение называется «Эпиграмма» («низкий* жанр в жанровой системе классицизма), по языку и тематике его можно отнести к «среднему» стилю, наравне с сатирами и дидактической поэзией. Известно, что А. Сумароков не придавал большого значения теории «трех штилей» М. Ломоносова (см. Вопросы и задания к стр. 38), считая, что главное — это писать точным и понятным читателю языком.