Державину в его стихах удается добиться удивительной изобразительности и выразительности, которой до него не знала русская поэзия. Мир в его стихотворениях зрительно ощутим, красочен и наполнен жизнью. Во многом создать это ощущение «реальности» описываемой картины Державину удается за счет цветообозначений.
Упоминание цвета помогает поэту изображать состояния природы, смену времен года. Например, в стихотворении «Осень во время осады Очакова» он точно описывает переход от осени к зиме. Если сначала поэт видит, как «ковыль сребрится по степям; / Шумящи желто-красны листья / Расстлались всюду по тропам», то уже через некоторое время «на коврах полей зеленых / Лежит рассыпан белый пух». Цветообозначения помогают создавать настоящие стихотворные пейзажи: Там рощи в одежде зеленой.
Там нивы в венце золотом.
Там холм, синий лес отдаленный...
«Ласточка»
Державин мастерски использует цвет и свет для описания воды. При чтении его стихотворения «Ключ» создается полное впечатление, что мы видим ключ своими глазами:
Когда в дуги твои сребристы Глядится красная заря,
Какие пурпуры огнисты И розы пламенны, горя,
С паденьем вод твоих катятся!
На обозначении разных цветов основано шуточное стихотворение Державина «Разные вина». В нем поэт шутливо сравнивает цвет вина с цветом женских волос или их румянцем: «красно-розово» вино поэт пьет за здоровье «жен румяных»: «черно-тинтово» вино — за здоровье «чернобровых»: «злато-кипрское» вино — за здоровье «светловласых». Цвет и свет помогают поэту описать абстрактные понятия или вещи, невидимые глазу. Например, только благодаря цветообозначениям поэту удается передать сияние, исходящее от Бога:
...огненны сии лампады.
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светяши миры - Перед тобой - как нощь пред днем.
«Бог»
Трудно найти такое стихотворение Державина, где не было бы цвета и света. Его поэтический мир ярок и красочен. Цветообозначения придают его пейзажной лирике реалистичность и выразительность. В философской лирике цвета помогают читателю создать мысленный образ даже абстрактных понятий, что помогает лучше осознать и понять их.