Проанализируем сцену знакомства Печорина с княжной Мери на балу. Сцена начинается с того, что Печорин удачно подслушивает разговор гостей на балу, из которого понимает, что княжне Мери грозит какая-то неприятность. Подслушивание и подглядывание является одним из основных двигателей сюжета в романе. Так, например, именно подслушав разговор Грушницкого и драгунского капитана, Печорин узнаёт об их коварном заговоре против него, который они собираются привести в исполнение во время дуэли.
Услышав беседу гостей, Печорин тут же приглашает княжну на вальс и по тому, как она держится, сразу же понимает, что у него нет никакой возможности завоевать расположение девушки. Характерно то, как внутренне комментирует Печорин слова княжны: «Это значит... что их двери для меня навеки закрыты». Но тут Печорину, как и на протяжении всего романа, помогает счастливый случай. Княжна попадает в неловкое положение, а Печорин выручает её, проявив твёрдость, решительность и благородство. При этом Печориным двигает не только расчёт (изначально он хочет познакомиться с княжной, чтобы отбить её у Грушницкого), но и сострадание: он замечает, что княжна «готова упасть в обморок от страха и негодования».
Характеристика, которую Печорин даёт княжне, объективна, в ней нет привычных ему иронии или сарказма: «...она шутила очень мило, ее разговор был остер, без притязаний на остроту, жив и свободен; ее замечания иногда глубоки...». Однако, даже будучи слегка увлечённым княжной, Печорин не забывает о своем плане - досадить Грушницкому — и невзначай «проговаривается» княжне о том, что Грушницкий юнкер. Тем самым он лишает Грушницкого романтического ореола бывалого армейца и сеет в душе княжны зерно разочарования в Грушницком. Так, в этой сцене проявляется умение Печорина «играть» людьми в своих целях. Кроме того, эта сцена раскрывает некоторые черты характера Печорина и княжны и рассказывает о нравах того времени.