Белинский пишет о том, что Печорин - «это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».
Сходство между Онегиным и Печорин Белинский видит в исключительности этих героев, их глубоком и остром уме, душевной глубине при полной рассудочности и холодности. В обоих героях он видит отражение современного им общества. Но он подчёркивает и основное различие между героями.
Онегин бездеятелен. Белинский пишет: «Он является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому всё пригляделось, всё приелось, всё прилюбилось, и которого вся жизнь состояла в том,
Что он равно зевал
Средь модных и старинных зал».
Печорин охвачен неукротимой жаждой деятельности: «Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях».
Кроме того, Печорину свойственна саморефлексия, он анализирует каждое своё действие, каждую мысль, пытаясь разрешить для самого себя свою загадку. Онегину же не был свойственен такой детальный самоанализ. Наконец, Белинский замечает, что Лермонтов недостаточно дистанцировался от своего героя, придав ему некоторые свои черты. Из-за этого в характере Печорина критик находит некоторые противоречия.
Белинский называет «Героя нашего времени» «грустной думой», сравнивая роман со стихотворением Лермонтова «Дума», в котором поэт даёт нелестную оценку своему поколению. То же самое, по мнению критика, происходит и в романе. Несмотря на то, что Печорин личность исключительная, в нём отразились большинство человеческих пороков — чёрствость, равнодушие, эгоизм, скука. Тем страшнее их проявление в человеке неординарном, с глубоким умом и страстным сердцем. В том, что «рано чувства в нём остыли», виновато и пустое светское общество, и застойная атмосфера того времени, когда яркой личности не в чем было проявить себя. Автор показывает трагический итог: Печорин, не желая этого, разбивает судьбы, калечит души, рушит надежды, а сам в конце отправляется от скуки искать смерти в Персию.