ГДЗ литература 9 класс, Коровина; поэзия XIX века. Подготовьте характеристику главного героя "Евгения Онегина"
Прочитайте статьи Белинского «Сочинения Александра Пушкина», А. Герцена «О развитии революционных идей в России», Н. Добролюбова «Что такое обломовщина?». Сопоставьте высказывания о героях. Подготовьте характеристику Татьяны или Ольги, Ленского или Онегина — на выбор.
Все могу дать!
В. Г. Белинский о Евгении Онегине:
«Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств, ... в душе его жила поэзия и ... вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей. Невольная преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании красот природы и при воспоминании о романах и любви прежних лет — все это говорит больше о чувстве и поэзии, нежели о холодности и сухости. Дело только в том, что Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самим собою.<...> Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность. И за то-то эта самолюбивая посредственность не только провозгласила его «безнравственным», но и отняла у него страсть сердца, теплоту души, доступность всему доброму и прекрасному. Мы доказали, что Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова эгоист, — и так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин — страдающий эгоист. <...> Онегин — характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность».
Н. А. Добролюбов о Евгении Онегине:
«Давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела. <...> Отношения к людям и в особенности к женщинам тоже имеют у всех обломовцев некоторые общие черты. Людей они вообще презирают с их мелким трудом, с их узкими понятиями и близорукими стремлениями. <...> Онегин имеет за собой два стиха, гласящие, что
Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей.
В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как и вообще в жизни. Они не прочь пококетничать с женщиной, пока видят в ней куклу, двигающуюся на пружинках; не прочь они и поработить себе женскую душу... как же! Этим бывает очень довольна их барственная натура! Но только чуть дело дойдет до чего- нибудь серьезного, чуть они начнут подозревать, что пред ними действительно не игрушка, а женщина, которая может и от них потребовать уважения к своим правам, - они немедленно обращаются в постыднейшее бегство. Трусость у всех этих господ непомерная! Онегин, который так «рано умел тревожить сердца кокеток записных», который женщин «искал без упоенья, а оставлял без сожаленья», - Онегин струсил перед Татьяной, дважды струсил, - и в то время, когда принимал от нее урок, и тогда, как сам ей давал его. Она ему ведь нравилась с самого начала, и, если бы любила менее серьезно, он не подумал бы принять с нею тон строгого нравоучителя. А тут он увидел, что шутить опасно, и потому начал толковать о своей отжитой жизни, о дурном характере, о том, что она другого полюбит впоследствии, и т.д. Впоследствии он сам объясняет свой поступок тем, что, «заметя искру нежности в Татьяне, он не хотел ей верить» и что
Свою постылую свободу
Он потерять не захотел.
В сущности же они все равно несостоятельны пред силою враждебных обстоятельств; все равно погружаются в ничтожество, когда им предстоит настоящая, серьезная деятельность.<...>
Общее у всех этих людей то, что в жизни нет им дела, которое бы для них было жизненной необходимостью, сердечной святыней, религией, которое бы органически срослось с ними, так что отнять его у них значило бы лишить их жизни. Все у них внешнее, ничто не имеет корня в их натуре».
А. И. Герцен о Евгении Онегине:
«Онегин — человек праздный, потому что он никогда и ничем не был занят; это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее. Этот человек, который испытывает жизнь вплоть до самой смерти и который хотел бы отведать смерти, чтобы увидеть, не лучше ли она жизни. Он все начинал, но ничего не доводил до конца; он тем больше размышлял, чем меньше делал, в двадцать лет он старик, а к старости он молодеет благодаря любви. Как и все мы, он постоянно ждал чего-то, ибо человек не так безумен, чтобы верить в длительность настоящего положения в России... Ничто не пришло, а жизнь уходила.
Образ Онегина настолько национален, что встречается во всех романах и поэмах, которые получают какое-либо признание в России, и не потому, что хотели, копировать его, а потому, что его постоянно находишь возле себя или в себе самом.
Чацкий, герой знаменитой комедии Грибоедова, - это Онегин-резонер, старший его брат.
Герой нашего времени Лермонтова - его младший брат. <...>
Молодой человек не находит ни малейшего живого интереса в этом мире низкопоклонства и мелкого честолюбия. И, однако, именно в этом обществе он осужден жить, ибо народ еще более далек от него. <...> Остается одиночество или борьба, но у нас не хватает нравственной силы ни на то, ни на другое. Таким-то образом и становятся Онегиными...»
Сопоставление высказываний критиков о Евгении Онегине. Все критики обращают внимание на бездеятельность Онегина. При этом Белинский видит причину этого нежелания действовать в том, что Онегина душит пошлость жизни, он не хочёт быть как все, жить, как «самолюбивая посредственность». Близок к оценке Белинского и Герцен: он называет Онегина «лишним» человеком в той среде, в которой он находится, замечает, что Онегин «не обладает нужной силой характера», чтобы вырваться из мира «низкопоклонства и мелкого честолюбия». Резче всего оценивает Онегина Добролюбов. Он подчёркивает его сходство с лентяем Обломовым (героем романа И. А. Гончарова). Он не указывает причин бездеятельности Онегина, замечает только, что люди, подобные ему, «несостоятельны пред силою враждебных обстоятельств».
Белинский глубоко анализирует характер Онегина, описывает его душевные качества. Он признаёт в Онегине острый ум и сердечность. А Добролюбов, напротив, отказывает Онегину в способности любить. В том, что Онегин «струсил» перед Татьяной, он видит результат общей неспособности Онегина к решительным действиям. Белинский называет Онегина «страдающим эгоистом», тем самым оправдывая его поступки. Добролюбов, напротив, считает героя пустым и поверхностным, не имеющим «сердечной святыни».
Добролюбов и Герцен обращают внимание на «национальность» характера Онегина. Герои, подобные Онегину, проходят через всю русскую литературу XIX века.
В. Г. Белинский о Владимире Ленском:
«В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе.<...>
Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Но в то же время «он сердцем милый был невежда», вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. Действительность на него не имела влияния: его радости и печали были созданием его фантазии».
А. И. Герцен о Владимире Ленском:
«Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского <...> Это одна из тех целомудренных, чистых натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде; приняв жизнь, они больше ничего не могут принять от этой нечистой почвы, разве только смерть. Эти отроки - искупительные жертвы - юные, бледные, с печатью рока на челе, проходят как упрек, как угрызение совести, и печальная ночь, в которой «мы движемся и пребываем», становится еще чернее.
Пушкин обрисовал характер Ленского с той нежностью, которую испытывает человек к грезам своей юности, к воспоминаниям о временах, когда он был так полон надежды, чистоты, неведения. Ленский - последний крик совести Онегина, ибо это он сам, это его юношеский идеал. Поэт видел, что такому человеку нечего делать в России, и он убил его рукой Онегина - Онегина, который любил его и, целясь в него, не хотел ранить. Пушкин сам испугался этого трагического конца; он спешит утешить читателя, рисуя ему пошлую жизнь, которая ожидала бы молодого поэта».
Сопоставление высказываний критиков о Владимире Ленском. Белинскийи Герцен сходятся в том, что Ленский-душа чистая, благородная, целомудренная, характер, чуждый действительности. Но если Белинский причину этого видит в мечтательности Ленского, его «незнании» жизни, то Герцен в том, что люди, подобные Ленскому, не могут существовать в «развращённом», «нечистом» мире.
Белинский видит в Ленском характер, противоположный Онегину. Герцен, напротив, называет Ленского «юношеским идеалом» Онегина, Онегиным в юности.
Белинский пишет о том, что такие люди, как Ленский (возвышенные, поэтические натуры), стали тогда только появляться в русском обществе. Герцен же считает, что Ленскому «нечего делать в России», поэтому автор и убивает его рукой Онегина.
В. Г. Белинский о Татьяне Лариной:
«Но совсем не так легко определить характер Татьяны. Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. <...>
Повторяем: Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла бы быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. <...>
Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пиши ее экзальтированному, аскетическому воображению... И вдруг является Онегин. Он весь окружен тайною: его аристократизм, ею светскость, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошлым миром, среди которого он явился таким метеором, его равнодушие ко всему, странность жизни. — все это произвело таинственные слухи, которые не могли не действовать на фантазию Татьяны, не могли не расположить, не подготовить ее к решительному эффекту первого свидания с Онегиным. <...>
Письмо Татьяны свело с ума всех русских читателей, когда появилась третья глава «Онегина». Мы вместе со всеми думали в нем видеть высочайший образец откровения женского сердца. <.. >
Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина. <...>
Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете - его мнение всегда будет ее идолом и страх его суда всегда будет ее добродетелью...<...>
Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца; любить — значит для нее жить; а жертвовать — значит любить. Для этой роли создала природа Татьяну; но общество пересоздало ее. <...> Татьяна — портрет во весь рост. <...> Татьяна —тип русской женщины...»
Н. А. Добролюбов о Татьяне Лариной:
«...Онегин струсил перед Татьяной, дважды струсил, - и в то время, когда принимал от нее урок, и тогда, как сам ей давал его. Она ему ведь нравилась с самого начала, и, если бы любила менее серьезно, он не подумал бы принять с нею тон строгого нравоучителя. А тут он увидел, что шутить опасно, и потому начал толковать о своей отжитой жизни, о дурном характере, о том, что она другого полюбит впоследствии, и т.д. Татьяна говорит Онегину в заключении романа:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана
И буду век ему верна
Итак, только внешний нравственный долг спасает ее от этого пустого фата; будь она свободна, она бы бросилась ему на шею».
Сопоставление высказываний критиков о Татьяне Лариной. Белинский даёт высокую оценку характеру Татьяны, видит в ней главную героиню романа, наряду с Онегиным. Добролюбов же использует образ Татьяны только для анализа образа Онегина, но не рассматривает её как самостоятельную героиню.
Оба критика сходятся в том, что Татьяна полюбила Онегина глубокой и серьёзной любовью, и что в конце романа Татьяну от возвращения к Онегину сдерживает только «внешний» нравственный долг, подчинение законам света.
В. Г. Белинский об Ольге Лариной:
«Ольга — существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало, которому все было ясно и понятно по привычке и которое все зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку с небольшими изменениями, которых требовало время».
Характеристики героев романа «Евгений Онегин»
Характеристика Евгения Онегина
Характер Онегина показан Пушкиным в развитии. В начале романа - это беспечный молодой человек, получивший поверхностное образование, достаточное для того, чтобы пользоваться успехом в свете. Лучше всего Онегин изучил «науку страсти нежной». В стремлении к наслаждениям, он думал лишь о себе, умел ценить только собственные чувства и не считаться с чувствами других. Онегин может только «казаться», «являться», «лицемерить», «уметь скучать», а вот искренне радоваться, переживать, страдать он не умеет. Мир петербургского Евгения Онегина - это мир светских приемов, роскошных обедов в компании повес, балета, балов.
Пустота, скука и однообразие светской жизни надоедают Онегину. Героем овладевает «русская хандра». Автор показывает, что «русская хандра» - это далеко не модная поза, не безобидное качество или состояние души, а страшный недуг, который калечит судьбы, а порой и губит людей. Онегин становится равнодушным скептиком, но при этом он ощущает свою невостребованность, невозможность порвать связь со светской суетой. «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана...» - эти строки свидетельствуют о разочаровании Евгения, напрасно проведенных лучших годах жизни.
Начинается драматический процесс поиска новых духовных ценностей, нового смысла в жизни. Онегин оставляет петербургское общество, уединяется в деревне, но и там враждует с соседями-помещиками. Единственным его другом («от делать нечего») становится молодой поэт Владимир Ленский. Онегин часто скептически выслушивает его восторженные суждения, его романтические стихи. Онегин зло шутит над любовью Ленского, не представляя, как заставляет страдать своего друга (ведь сам Онегин никогда не испытывал ещё глубоких чувств), Равнодушие, ложный стыд и гордость, страх «общественного мненья» приводят к катастрофе - Онегин принимает вызов Ленского и убивает друга на дуэли. Трагическая гибель Ленского поражает Онегина и даёт ему толчок к духовному перерождению.
Помимо испытания дружбой автор подвергает Онегина испытанию любовью. В Евгения глубоко и страстно влюбляется Татьяна. За её восторженным письменным признанием Онегин видит не искренние чувства, а лишь неопытность юной девочки, которая приняла за любовь собственные мечты. Во многом здесь Онегин судит о Татьяне по себе. Он ведь тоже, сам того не замечая, строит свою жизнь по образцу жизни разочарованных и озлобленных байронических героев. Своей «отповедью» Онегин освобождает Татьяну от излишней мечтательности и романтичности, но, одновременно, даёт ей страшный урок светской условности: «учитесь властвовать собою». Этот урок Татьяна усвоит хорошо.
Когда Онегин встречает Татьяну в Петербурге, он поначалу даже не узнаёт её. Это мудрая княгиня, которая научилась сдерживать свои чувства, скрывать внутреннюю боль за внешней холодностью. Онегин страстно влюбляется в неё, и перед ним открывается неведомый ему до сих пор мир ярких чувств, переживаний, тревоги, мечтательности, поэзии. Татьяне кажется, что его чувство к ней лишь игра, попытка самоутвердиться. Она считает, что Евгений лишь «пародия» на байронических персонажей. Но Онегин действительно вступает на путь духовного перерождения, в нём появляется жажда деятельности, сострадание, открытость. На этом роман заканчивается.
Финал романа Пушкин оставляет открытым. Способны ли к нравственному возрождению люди, почитавшие «всех нулями, а единицами себя»? Над этим вопросом нас заставляет задуматься образ Евгения Онегина. «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей», - вот как сам поэт отвечает на этот вопрос.
И в то же время жизненный путь Онегина проходит от презрения к людям, отрицания всех жизненных ценностей, к открытию любви, духовному возрождению. В этом состоит гуманистический пафос пушкинского романа.
Характеристика Владимира Ленского
По своему характеру Ленский полная противоположность Онегина. Он получал образование в «Германии туманной», воспитывался на произведениях немецких философов и поэтов-романтиков. Соседи считают его «полурусским», и не очень жалуют, как и «сумасброда» Онегина. Молодые люди сходятся между собой, потому что находят друг в друге интересных собеседников, склонных к глубоким размышлениям и острым наблюдениям над жизнью. Онегин, поражённый новизной и живостью чувств Ленского, старается не задевать друга своими скептическими рассуждениями.
Ленский юн и мечтателен. Пушкин с иронией пишет о его литературных опытах, наполненных литературными штампами, несмелых ухаживаниях за Ольгой Лариной, юношеской горячности, незнании реальной жизни. Вместе с тем отличительными качествами Ленского являются доброта и жизнерадостность. Вместе с ним в роман входит атмосфера молодости, искренности, восхитительного юного счастья. Хотя автор и иронизирует над поэтическими творениями своего героя, он признает, что «его перо любовью дышит», а стихи наполнены искренним, глубоким чувством. Такая глубина и искренность чувств недоступны Евгению.
Вместе с тем излишняя чувствительность Ленского становится причиной трагедии. Онегин, желая наказать друга, вызывает его ревность, но даже не подозревает, насколько глубоко он ранит чувства поэта, ухаживая за Оленькой. Следуя романтическим представлениям о своей задетой чести и нарушенной невинности Ольги, Ленский вызывает Онегина на дуэль. Поспешность решения открывается Ленскому на следующий же день, когда Ольга, как ни в чём не бывало, радостно встречает его на крыльце своего дома. Но Ленский, как и Онегин, следуя ложным представлениям о дворянской чести, подчиняясь общественному мнению, уже не может остановить дуэль. Стихотворение, которое пишет Ленский в ночь перед дуэлью, глубоко лирично, наполнено поэтической грустью.
Автор искренне сожалеет о гибели поэта. Он рассуждает о возможных вариантах развития дальнейшей судьбы Ленского. Поэт мог бы стать прославиться и оставить след в веках. А могло всё получиться иначе: он «расстался б с музами, женился», стал бы вести ничем не примечательную жизнь обыкновенного помещика. Но судьба распорядилась иначе: Ленский погибает на дуэли, и романтические «горожанки», проезжая мимо его могилы, с печалью задумываются о короткой жизни юного поэта.
Характеристика Татьяны Лариной
Ф. М. Достоевский писал: «Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы». Пушкин называл Татьяну своим «милым идеалом», что показывает особое место, которое образ этой героини занимает в романе.
Характер Татьяны, как и характер Онегина, показан в развитии. Единственное, что остаётся в Татьяне неизменным — это её глубокий ум, богатый внутренний мир и «русскость» её души. Она тонко чувствует красоту русской природы, с увлечением слушает нянины сказки, верит в гадания и сны.
Имя у Татьяны обыкновенное, нелитературное. Простое имя будто уже намекает на её простоту и естественность, а также на то, что её судьба будет «жизненной», непохожей на судьбы всех романных героинь со звучными именами.
Внешность и характер Татьяны автор описывает, противопоставляя Татьяну её сестре Ольге. Ольга простовата, неглубока, красива обычной «романной» красотой. Татьяну же отличает душевная глубина, серьезность, начитанность. С детства видна её непохожесть на Ольгу: больше, чем куклы и игры в горелки, её привлекают сказки няни, а позже - французские романы, оставшиеся в семейной библиотеке от её матери. Душа Татьяны раскрывается в её чувстве к Онегину. Ещё до встречи с героем Татьяна живет смутным предчувствием любви и, увидев Онегина, ни секунды не сомневается, что он её избранник. Поэтому поначалу чувство Татьяны к Онегину кажется простой влюбленностью, придуманным, вычитанным из романов. Автор даже сперва иронизирует над этой поспешной влюблённостью. Чувство Татьяны кажется поверхностным и Онегину. Он с благородством относится к искреннему порыву девушки, но не замечает его глубины. Своей «отповедью» он предостерегает Татьяну от излишней мечтательности, вырывает героиню из воображаемого романного мира и сталкивает её с реальной жизнью. Но письмо Татьяны показывает, что ни Автор, ни Онегин не правы. Татьяна выражает свое чувство, используя романтические штампы — она не умеет по-другому — но за штампами скрывается настоящее, не литературное чувство, полное страсти, доверчивости и заботы о счастье своего возлюбленного.
После отъезда Онегина из деревни Татьяна, с её глубоким умом и чутким сердцем, пытается найти разгадку его характера. В его «келье модной» она знакомится с книгами, которые читал и над которыми размышлял Евгений. Перед ней открывается новый мир — не романтических мечтаний и первых влюбленностей, а мир общественных отношений, мир современности, мир человеческих недостатков и пороков. Это углубляет душу Татьяны, в каком-то смысле делает и её ум «резким» и «охлажденным», заражает и её духовным скептицизмом. Татьяна пугается, что Онегин - всего лишь «пародия» на литературных героев. В восьмой главе читатели и Онегин встречают преображенную Татьяну. Она научилась «властвовать собою». В полной достоинства, холодной, блестящей княгине невозможно узнать «бедную» Таню, которую Онегин знал в деревне. Она не верит в страстное чувство Онегина, не видит его искренности и глубины, подозревает Онегина в мимолетном увлечении, в пустом тщеславии. Она продолжает любить Онегина, но не может пожертвовать ради него своей семейной жизнью. Высокая нравственность Татьяны проявляется в том, что она желает «век» оставаться верной своему мужу.
Татьяна не обретает счастья в любви. Её судьба, описанная Пушкиным, не литературная, а жизненная, полная противоречий и несбывшихся надежд, нереализованных мечтаний. Но главное то, что, благодаря Татьяне, Евгению Онегину открывается новый мир любви, чувств, глубоких переживаний. Татьяна возрождает героя к духовной жизни.
Характеристика Ольги Лариной
Если все остальные герои романа Пушкина герои реалистические, то Ольга - это образ во многом литературный, собранный из романтических штампов. Читатели привыкли к героиням, подобным Ольге, поэтому, представляя им Татьяну — новый тип героини, Пушкин противопоставляет её Ольге.
Ольга красива привычной, шаблонной красотой. Она была нормальным, весёлым ребёнком, в отличие от грустной и задумчивой Татьяны. Ольга любила своих подруг, кукол, игру в горелки. Её интересовали разговоры о моде, вести из города. Ольга полная противоположность Татьяне, однако сёстры искренне любят друг друга. Обеим нравятся старинные русские обычаи, гадания, весёлые русские праздники.
В жизни Ольги всё идёт спокойно и ровно. В её отношениях с Ленским нет подлинного чувства. Их любовь напоминает любовь из сентиментального романа, со стихами, прогулками, украшением альбомов. Она мало похожа на настоящую жизнь. Отношения Ленского и Ольги оттеняют драматические отношения Онегина и Татьяны, полные глубоких переживаний, драматических поворотов.
Ольга даже не подозревает о том, как сильно ранит чувства поэта, когда так беспечно принимает ухаживания Онегина на балу. Она непосредственна, но глуповата, не способна на глубокое чувство. После смерти Ленского Ольга быстро забывает о несчастном поэте, выходит замуж за улана и покидает родительский дом. Автор ничего не говорит о её дальнейшей судьбе, но можно, вслед за Белинским, предположить, что ей уготована судьба её матери - из изящной барышни превратиться в крепкую русскую помещицу.
Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяннновичу? Как вы понимаете смысл
зачина былины, подробного (Подробнее...)
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют (Подробнее...)
Вы понимаете, конечно, что нельзя заставить человека полюбить свою Родину, родную землю. Но можно помочь её полюбить. Как это делает К. (Подробнее...)
а) По графику функции у = ƒ(х), изображенному на рисунке 35, найдите:
1) наименьшее значение функции;
2) наибольшее (Подробнее...)