?
Интересные вопросы
Пожаловаться

ГДЗ литература 9 класс, Коровина; поэзия XIX века. Насколько различны два великих русских поэта — Пушкин и Лермонтов?

Подготовьте рассуждение о том, насколько различны два великих русских поэта — Пушкин и Лермонтов. Используйте при подготовке высказывания литературоведов-исследователей, критиков.

ответы
Пожаловаться

В. Г. Белинский в статье о стихотворениях Лермонтова (1840), сравнивая Лермонтова с Пушкиным, пишет: «...очевидно, что Лермонтов - поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
Действительно, различия в самом настроении лирики Пушкина и Лермонтова можно объяснить различием тех эпох, в которые они творили. Пушкин помнил и «дней александровых прекрасное начало», и подъём патриотизма во время Отечественной войны 1812 года. Позднее творчество Пушкина, несмотря на трагичность отдельных произведений, наполнено верой в то, что и в «тиранах» можно пробуждать человечность и милосердие. Кроме того, для Пушкина высшей ценностью была творческая свобода. По его мысли Поэт стоял выше всего того, что происходило в мире и обществе, оставался наблюдателем, но не участником.
Взросление Лермонтова же пришлось на другую эпоху — эпоху отрезвления русского либерального общества после неудачного выступления декабристов и казни главных «зачинщиков», эпоху застоя свободной мысли во время царствования Николая I. Об этом верно пишет А. И. Герцен: «Он [Лермонтов] полностью принадлежит к нашему поколению. Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы; мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, — то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Свыкшись с этими чувствами, Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, как находил его Пушкин. Он влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения. Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах. Это не отвлеченная мысль, стремящаяся украсить себя цветами поэзии; нет, раздумье Лермонтова — его поэзия, его мученье, его сила».
На протяжении всего своего творчества Лермонтов обращается к Пушкину, продолжает и развивает темы, начатые великим предшественником. В раннем творчестве Лермонтова (например, в начальных редакциях «Демона») целые страницы оказываются переписанными у Пушкина.
Вместе с тем исследователи подчёркивают и различия: «У Лермонтова нет обычных для раннего Пушкина литературных посланий и сатир; пушкинский «арзамасский» дух острословия, каламбура, пародии, стихия «легкого и веселого» Лермонтову чужды; характерный для Пушкина поэтический культ дружбы почти отсутствует у Лермонтова даже в юношеской лирике». (В. Э. Вацуро) Следует обратить внимание и на то, как оба поэта выражают в стихотворениях чувства: для Пушкина характерно описание смены впечатлений, для Лермонтова - «мгновенная фотография» лирического чувства, запечатленного, как правило, в момент кульминации.
Лермонтов заимствует у Пушкина темы, мотивы, сюжеты, образы, но придаёт им новое звучание, полностью переосмысляет их в соответствии со своим мировоззрением. Белинский пишет: «В первых своих лирических произведениях Пушкин явился провозвестником человечности, пророком высоких идей общественных; но эти лирические стихотворения были столько же полны светлых надежа, предчувствия торжества, сколько силы и энергии. В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется тех, в которых он особенно является русским и современным поэтом, также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства... Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце...».
Действительно, мрачные краски лирики Лермонтова (особенно в сравнении с пушкинской) бросаются в глаза читателю. Современники Лермонтова увидели в его «юношеском романтическом максимализме» соответствие «кризисной эпохе русской мысли» (А. И. Журавлёва). Но мрачность и безысходность - далеко не определяющее свойство лирики Лермонтова.

Пожаловаться

Вот что пишет, сравнивая Пушкина и Лермонтова, литературовед
Э.   Э. Найдич: «Бульшая сосредоточенность на внутреннем мире личности, новый шаг в понимании человека во всей его цельности — в его связи с историей, обществом, природой и вселенной — лишь укрепляли связь Лермонтова с поэзией Пушкина...». И далее перечисляет общее в творчестве Пушкина и Лермонтова: воспевание полноты жизни с её радостями и горестями; особое внимание к духовной жизни народа, народному творчеству; осуждение светского общества и одновременное тяготение к нему; верность себе, личное мужество; размышление о судьбе, роке; восприятие любви как величайшей ценности в жизни. Про обоих поэтов можно сказать, что своим творчеством они пробуждают «чувства добрые» у читателя, нравственно воспитывают его.
Но если Пушкин находит образцы нравственности и добродетели в настоящем или с оптимизмом смотрит в будущее, то Лермонтов идёт с другого конца и показывает несовершенство мира людей, недостижимость в нём гармонии. Поэтому глубоко и справедливо высказывание Д. С. Мережковского, заметившего: «Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило нашей поэзии».
 

ваш ответ
Можно ввести 4000 cимволов
отправить
дежурный
Нажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия  пользовательского соглашения
похожие темы
похожие вопросы 5
Doter
Пожаловаться
ГДЗ литература 7 класс, Коровина В.Я., ищу ответ на вопрос. Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?

Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяннновичу? Как вы понимаете смысл
зачина былины, подробного (Подробнее...)

ГДЗЛитература7 классКоровина В.Я.
Lia Winter
Пожаловаться
지현 전
Пожаловаться
Определите, какие изобразительно выразительные средства языка использованы в приведенных ниже отрывках

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют (Подробнее...)

ГДЗДосугУчителя
Светлана Шаманаева
Пожаловаться
ГДЗ литература 4 класс, Бунеев, ч 1. Как помогает Ушинский полюбить свою Родину?

Вы понимаете, конечно, что нельзя заставить человека полюбить свою Родину, родную землю. Но можно помочь её полюбить. Как это делает К. (Подробнее...)

ГДЗЛитература4 классБунеев Р.Н.
Юля Пушок
Пожаловаться
Найдите значения Глава 7 §1 B08 ГДЗ Алгебра 9 класс Шестаков С.А.

а) По графику функции у = ƒ(х), изображенному на рисунке 35, найдите:
1)     наименьшее значение функции;
2)     наибольшее (Подробнее...)

ГДЗАлгебра9 классШестаков С.А.