Когда он пишет любовные стихотворения, поэта, как правило, переполняет чувство любви, благодарности возлюбленной. Это может быть чувство печальной, безответной любви, как в стихотворении «Сожженное письмо», любви отчаянной и яркой, как в стихотворении «Признание», любви нежной и робкой, как в стихотворении «Ты и вы», любви обожествляющей, как в стихотворении «Мадона» или светлой и печальной любви, как в элегии «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». В стихотворениях нет досады, обиды, сожаления о безответной любви. В них есть только благодарность поэта возлюбленной, которая, может быть, даже не ведая того, подарила ему душевное волнение, восхищение жизнью. Любовь у Пушкина бескорыстна, поэт не требует взаимности. В любви, даже прошедшей или безответной, поэт находит источник поэтического вдохновения. б) Как вы понимаете строки:
...Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
Поэт не спрашивает свою возлюбленную прямо о её чувствах. Ему достаточно того, о чём он догадывается по её взгляду. Поэту не важно, может ли он рассчитывать на взаимность, он не требует у возлюбленной признаний, доказательств, верности. Он готов быть обманутым и «обманываться», ведь ему важно не быть любимым, а самому любить, пребывать в чудесном, вдохновенном состоянии влюблённости. Это состояние делает каждую минуту его жизни яркой и насыщенной. Он чувствует эмоциональный и творческий подъём, черпает в любви своё вдохновение.
...И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
Воспоминания воскрешают чувство любви в душе поэта. Он не чувствует досады, обиды, сожаления - его сердце может лишь любить. В чувстве влюблённости он черпает вдохновение. «Порывы бурные страстей» минутны, а «светлая печаль», память о любви, которой проникнуты многие стихотворения Пушкина, навечно остается в сердце поэта, питает и вдохновляет его.