Авторские отступления интересны прежде всего тем, что в них наиболее полно отражается образ Автора романа. Из отступлений мы много узнаём о событиях его жизни. Они во многом автобиографичны и по тематике сходны с пушкинской лирикой. Например, волнующее отступление о море (1 глава, строфы 49-50) сходно с пушкинским стихотворением «К морю». В этом отступлении поэт вспоминает о периоде своей южной ссылки, когда он, действительно, размышлял о возможности бегства за границу морем. Отступление о печальном деревенском уединении (глава 4, строфа 35) тоже имеет под собой биографическую основу — ссылку Пушкина в село Михайловское. Лирическое отступление о музе, которым начинается восьмая глава романа, представляет собой краткое описание творческого пути поэта, начавшегося ещё в Лицее.
Очень интересны отступления, в которых автор рисует картины современной ему дворянской жизни. Например, в первой главе автор описывает театр (строфа 18), петербургский бал (строфа 28), а в конце рассуждает о прелести деревенской жизни (строфа 55). В четвертой главе он описывает «уездной барышни альбом» (строфы 28-30), в седьмой рассуждает о состоянии русских дорог (строфы 33-35), описывает Москву (строфы 36-38). Многообразие тем и сторон русской жизни, затронутых в лирических отступлениях, позволили Белинскому назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».
Поражают своей философской глубиной те лирические отступления, в которых автор рассуждает о жизни и смерти, течении времени, преемственности поколений, отношениях между людьми.