ГДЗ литература 9 класс, Коровина; древнерусская литература. Вопрос про изученное ранее
Какие произведения древнерусской литературы известны вам по курсам 5, 6, 7, 8 классов? Расскажите о них.
В пятом классе вы могли изучать отрывки из «Домостроя» и «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. В шестом классе вы могли
изучать отрывки из жития князя Александра Невского, былину «Илья- Муромец и Соловей-разбойник». В седьмом классе вы могли познакомиться с «Молением» Даниила Заточника.
«Домострой» появился во времена царствования Ивана Грозного. Автором книги считается священник Сильвестр. В одну книгу он собрал поучения и наставления для своего сына, правила праведной жизни. Правила охватывали собой практически любую сферу народного быта: от веры и соблюдения религиозных обрядов до правильного наказания провинившихся домочадцев. «Домострой» современные исследователи называют энциклопедией порядков и обычаев в семьях XVI столетия. Некоторые поучения из «Домостроя» соответствуют и сегодняшним нормам поведения. Например: «любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем и старость их чтите...»; «...делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас благословят они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети». «Домострой» содержит советы, как экономно вести хозяйство. Автор «Домостроя» на своем примере рассказывает о праведной жизни: он освободил своих рабов, «вскормил и вспоил» многих сирот в Новгороде и Москве. Но некоторые правила «Домостроя» кажутся чересчур строгими и даже жестокими. Например, в книге как греховное занятие осуждается смех, музыка, танцы. Воспитывать детей «Домострой» предлагает с помощью страха перед наказанием.
«Хождение за три моря ». Это повествование о путешествии в Индию тверского купца Афанасия Никитина. Автор ведет рассказ от первого лица, описывает свои приключения, делает точные заметки о нравах и обычаях иноверцев. Попутно он даёт и географические справки, сведения о климате. «Три моря», за которые ходил купец - это «первое море — Хвалынское [Каспийское], второе море - Индийское, третье море Черное — море Стамбульское». В самом начале путешествия с Афанасием приключается несчастье: по приказу астраханского хана судно, на котором плыл он со своим товаром, разграбили татары. Афанасию не с чем было возвращаться домой, и он отправился в Баку, а из Баку в город Ормуз (на Персидском заливе), где пробыл месяц. Об Ормузе он заметил: «Ормуз стоит на острове, и ежедневно дважды заливает его море. Солнце в Ормузе палящее, может человека сжечь». После русский купец попадает в Индию, описывает жителей этой страны, их культурные традиции. Его чуть не заставляют обратиться в другую веру, но Афанасия спасает счастливый случай. Однако купец советует: «Итак, братья русские христиане, ко из вас хочет идти в Индийскую землю, оставьте веру на Руси и, призвав Мухаммеда, идите в Индостанскую землю». Купец недоволен посещением Индии: весь товар - индийский, «для Русской земли ничего нет». Интересны заметки купца о традициях индийцев — что они едят, как молятся, как хоронят умерших. Путешественник описывает одежду, архитектуру. Афанасий принимает участие в паломничестве в индийскую Мекку — храмовый комплекс в Парване. В Индии он проводит четыре года, но не оставляет христианской веры. В конце повествования он возносит хвалу Господу и родной земле.
«Житие князя Александра Невского» - это повествование о воинской доблести князя и его благочестивой жизни, целью которой стало уберегать Русскую землю от иноземных захватчиков. Князь был признан русской церковью святым, потому рассказ о его жизни стал возможен в форме жития. В житии рассказывается о трёх важных моментах жизни Александра — битве на Неве, битве на Чудском озере и поездке князя в Орду. В житии Александра Невского много традиционных житийных мотивов: подчеркивается благочестие князя, рассказывается о чудесах и видениях, посланных князю Богом. Например, в ночь перед битвой на Неве воин Пелгусий, «богоугодный» муж, видит святых Бориса и Глеба, идущих на помощь Александру. Но в житии Александра Невского присутствуют и черты, характерные для воинской повести, например, подробное описание действий шести дружинников Александра во время битвы. Во время второй поездки в Орду, чтобы «отмолить» русских людей от беды, князь Александр заболевает и умирает. Весь русский народ с тоской и плачем прощается с князем, а митрополит Кирилл говорит: «Зашло солнце земли Суздальской».
«Илья-Муромец и Соловей-разбойник». В этой былине рассказывается о подвигах знаменитого русского богатыря Ильи- Муромца. Начинается былина с того, как богатырь выезжает из города Мурома, родного села Карачарова в Киев-град на службу к князю Владимиру. По дороге он побивает врагов, осадивших город Чернигов, и черниговские мужички просят его стать их князем. Но Илья-Муромец отказывается, говоря, что его путь лежит в Киев. Тогда мужички рассказывают, что на «прямоезжей» дороге в Киев сидит страшный Соловей-разбойник, от посвиста которого
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей — то все мертвы лежат.
Илья-Муромец легко справляется с разбойником, стрелой выбивает ему правый глаз, привязывает к седлу и отправляется в путь. Когда же он проезжает мимо «соловьиного гнезда» его в окошко замечают дочери разбойника. Старшим кажется, что их «батюшка» едет на коне и везет пленного «мужичину-деревенщину». И только младшая чувствует беду и зовет мужей на помощь Соловью-разбойнику. Когда зятья
разбойника с рогатинами выбегают навстречу богатырю, Соловей-разбойник просит их звать богатыря в дом, угощать его «ествушкой сахарною», «питьицем медвяныим», дарить ему «дары драгоценные». Но богатыря дарами не соблазнить, и Илья продолжает свой путь в Киев.
Князь Владимир расспрашивает богатыря о том, по какой дороге он приехал. Князю не верится, что богатырь смог проехать мимо Чернигова, где «нагнано ... силы много-множество» и мимо Соловья-разбой- ника. Илья-Муромец показывает ему разбойника, привязанного к седлу. Из любопытства князь просит разбойника посвистать по-соловьи- ному, но разбойник слушается только приказания Ильи-Муромца. От его свиста
Маковки на теремах покривились,
А околенки во теремах рассыпались.
От него, от посвиста соловьего,
Что есть людюшек, так все мертвы лежат.
За это Илья-Муромец вывозит разбойника «во чисто поле» и отрубает ему голову, приговаривая:
«Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих.
Тебе полно-тко слушать сиротать малых детушек!»
Былина описывает необыкновенную силу русского богатыря, прославляет его доблесть, готовность защищать от врагов землю Русскую.
«Моление» Даниила Заточника. Автор «Моления» Даниил служил князю, но не угодил его вельможам и был заключен на берегу олонецкого озера Дача. В «Молении» Даниил обращается к князю Ярославу, рассказывает о своем несчастий и несправедливости гонений. В то же время он восхваляет князя, мечтает продолжить служить ему верой и правдой. «Моление» наполнено притчами и присказками, цитатами из писания, образными сравнениями.
Видно, что автор этого произведения был человеком умным и великолепно образованным, начитанным, обладал даром красноречия. В своем «Молении» он рисует образ идеального князя, наставляя правителя на праведный образ жизни: «Да не будет сжата рука твоя, княже мой, господине, на подаяние бедным: ибо ни чашею моря не вычерпать, ни нашими просьбами твоего дома не истощить. Как невод не удерживает воды, а только рыб, так и ты, княже, не удерживай злата и серебра, а раздавай людям». Автор рассуждает также о человеческих пороках и недостатках, посвящает несколько строк обличению «злых жен». А главным достоинством человека Даниил считает ум.
Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяннновичу? Как вы понимаете смысл
зачина былины, подробного (Подробнее...)
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют (Подробнее...)
Вы понимаете, конечно, что нельзя заставить человека полюбить свою Родину, родную землю. Но можно помочь её полюбить. Как это делает К. (Подробнее...)
Решите двойное неравенство: (Подробнее...)