.Надо ответить так:
В басне «Лягушки, просящие царя» происходят одновре-
менно смешные и печальные вещи. Лягушки не сумели жить
при «правлении народном», то есть без верховной власти. Они
стали просить у богов царя.
Дважды боги посылали им правителя, оба раза это имело
печальные последствия. В первом случае «царь этот был осино-
вый чурбан», а во втором - Журавль.
Первый правитель не устроил лягушек своей терпимостью,
и они стали вести себя так, как кому заблагорассудится. Жу-
равль же был крут и скор на суд, «кого не встретит он, тотчас
засудит и проглотит». Третью просьбу (сменить этого правите-
ля) боги не удовлетворили.
Аллегория в басне прозрачна. Лягушки — обыватели, состав-
ляющие большую часть государства. Цари — через эти образы
показаны два типа управления государством.
В басне отражены следующие мысли баснописца:
— народ не может сам управлять своей жизнью, готов отка-
заться от свободы неизвестно во имя чего;
— если царь спокоен, народ начинает злоупотреблять слу-
жебным положением, но это ему не нравится;
— правитель «иного нрава» не устраивает народ своей жес-
токостью;
— «глас с неба» (мнение богов) оценивает поведение лягу-
шек как безумие;
— варианта «хорошего» царя боги не предлагают, так как на-
род его не заслужил.
Нам действительно смешно и грустно одновременно. Забав-
но описано поведение лягушек-обывателей, смешно характе-
ризуется первый правитель. Грустно оттого, что показано от-
сутствие самосознания у народа, что правители далеко не иде-
альны, но лучших не будет.
Русская история имеет много подобных примеров.