Я знаю как ответить:
1.Пушкин относится к своим героям по-разному. Обратим-
ся к тексту.
Пугачев: «лицо имело выражение приятное, но довольно плу-
товское», «мой бродяга», «сверкающие глаза», «вор и самозва-
нец», «черты лица правильные и довольно приятные, не изъяв-
ляли ничего свирепого», «с выражением плутовства и насмеш-
ливости», «самозванец», «отец родной», «горько усмехнулся».
Швабрин: «очень не глуп», «бесстыдство Швабрина», «унич-
тоженный враг», «усмехнулся злобной усмешкой», «гнусный
злодей».
Маша: «круглолицая, румяная», «трусиха», имела «ангельс-
кий голос», «без всякого жеманства призналась», «бедная», «ми-
лая девушка».
Мы выбрали несколько комментариев для характеристики
трех героев. Разговор об авторском восприятии осложняется
тем, что в романе есть герой-рассказчик. Это он сопровождает
свои записи данными комментариями. Через призму его оце-
нок мы судим и об авторском отношении.
Это особый литературный прием, который позволяет автору
добиться эффекта достоверности описания: ему хочется, чтобы
читатель воспринимал слова очевидца, а не его, автора, челове-
ка, жившего значительно позднее.
К Пугачеву отношение неоднозначное. Различными приема-
ми (портрет, диалог) Пушкин углубляет этот образ. Пугачев
бунтовщик, разбойник, убийца, но он и хороший организатор,
умеющий быть благодарным, щедрый на милость. Сердце его
не жестоко. Он человек размышляющий, понимает, что его бунт
обречен, говорит о воровской сути его «ребят». Для автора Пу-
гачев — личность яркая, выразительная.
Швабрин осуждается. Он не наделен ни одной положитель-
ной чертой, что свидетельствует о резко отрицательном отно-
шении автора. Этот герой всегда изображается в сопоставле-
нии с Гриневым, так Пушкин показывает бесчестие (Швабрин)
и честь (Гринев). Автору, безусловно, нравится Маша. Перед
читателем предстает почти идеальный образ русской девушки:
Маша добрая, мягкая, спокойная, религиозная, преданная, са-
моотверженная, сильная и волевая в конце романа.
Если рассуждать об авторском отношении к восстанию, то
нужно вспомнить общеизвестные слова: «Не приведи Бог ви-
деть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Автор старался быть объективным в своем изображении. Он
показывает разные стороны мятежников: то они злые, крово-
жадные, страшные, то печальные и грустные. Также автор по-
казывает разными людей, служащих императрице: среди них
есть честные и бесчестные, верные присяге и предавшие её. С
явным сочувствием к пленному башкиру показана сцена его
допроса.
Рассказчик напрямую обращается к потомкам: «Молодой
человек! Если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что
лучшие и прочнейшие изменения те, которые происходят от
улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
Очевидно, здесь содержится оценка тех событий, которые опи-
саны в романе: это насильственные потрясения, которых не
должно быть.